Для успеха в любой деятельности нужна мотивация. И употребление алкоголя не исключение. Мотивация — это сила, которая заставляет нас двигаться к цели. Цель, которая движет теми, кто принимают алкоголь или наркотики, формируется так же, как любая другая. Если они видят реальную или потенциальную ценность в употреблении алкоголя, то будут стремиться пить как можно чаще. Принимая решение выпить, мы, как правило, ожидаем, что получим ценность в виде хорошего настроения, избавления от беспокойства и негативных мыслей и обретения уверенности в себе.
Если мы уже испытывали состояние алкогольного опьянения раньше и сохранили позитивные мысли об этом, дальнейшее употребление спиртных напитков несет для нас реальную ценность. Если же собираемся попробовать алкоголь впервые, эта ценность потенциальная — мы видели, какими веселыми и уверенными в себе становятся люди под его воздействием.
Употребление алкоголя стимулируют разные факторы:
1. Прошлый опыт
Позитивные впечатления — лучший мотиватор, в то время как негативный личный опыт (аллергическая реакция, тяжелое похмелье) уменьшает ценность алкоголя и снижает мотивацию к употреблению спиртных напитков. У людей азиатского происхождения аллергические реакции на алкоголь встречаются чаще, чем у европейцев. Это отчасти объясняет тот факт, что в азиатских странах меньше пьют.
2. Импульсивный характер
Импульсивные люди стремятся как можно скорее получить удовольствие. В силу своего темперамента они не склонны долго размышлять о негативных последствиях выбора. Они ценят алкоголь из-за его доступности и быстрого эффекта. Среди людей, страдающих от алкоголизма, больше импульсивных, чем спокойных. Кроме того, они предпочитают более крепкие напитки и употребляют алкоголь чаще.
3. Стресс
Те, кто находится в сложной психологической ситуации, ценят алкоголь, поскольку он помогает быстро снять напряжение и справиться с беспокойством. Правда, этот эффект сравнительно недолгий.
4. Социальная норма
Некоторые западные страны известны многолетними традициями, связанными с употреблением алкоголя в определенное время: по праздникам, в пятницу вечером, за воскресным обедом. И жители этих стран в большинстве своем соответствуют поведенческим ожиданиям общества. Мы не хотим отличаться от окружающих и потому соблюдаем традиции родной страны, города или диаспоры.
В мусульманских странах алкоголь запрещен религией. Выходцы из этих стран крайне редко употребляют алкоголь, даже если живут на Западе.
5. Среда обитания
Частота и количество употребления алкоголя зависят от условий проживания и окружения:
- студенты, живущие в общежитии, выпивают чаще, чем те, кто живет с родителями;
- жители бедных районов пьют больше, чем благополучные граждане;
- дети алкоголиков чаще употребляют алкоголь, чем люди из непьющих или малопьющих семей.
Какими бы ни были мотивирующие факторы, мы стремимся к употреблению алкоголя ровно настолько, насколько он ценен для нас и соответствует нашим ожиданиям. Однако, помимо мотивации, на употребление алкоголя влияет экономика: при повышении цен на спиртные напитки на 10% потребление алкоголя у населения снижается примерно на 7%.
КАК ПОНЯТЬ, ЧТО У ВАС ЗАВИСИМОСТЬ
Многие не замечают, как становятся зависимыми от спиртного. Эта зависимость проявляется так:
- Ваша социальная жизнь тесно связана с употреблением алкоголя.
- Вы выпиваете бокал-другой еще до встречи с друзьями для настроения.
- Вы преуменьшаете количество выпитого вами: вино за обедом не в счет, особенно если за ужином вы пьете коньяк.
- Вы беспокоитесь, что дома может закончиться спиртное, и регулярно пополняете запасы.
- Вас удивляет, если со стола убирают недопитую бутылку вина или кто-то оставляет ром в стакане.
- Вас раздражает, что другие пьют слишком медленно и это мешает вам выпить еще порцию.
- У вас много фотографий с бокалом в руке.
- Вынося мусор, вы стараетесь нести пакеты осторожно, чтобы соседи не слышали звон бутылок.
- Вы завидуете тем, кто бросил пить, их умению радоваться жизни без употребления алкоголя.
Если вы обнаружили у себя один или несколько признаков зависимости, стоит задуматься о визите к специалисту.
Об авторе
Шахрам Хешмат — специалист по экономике управления, преподаватель Иллинойсского университета, автор книги «Пищевое поведение и ожирение: поведенческие экономические стратегии для специалистов в области здравоохранения» («Eating Behavior and Obesity: Behavioral Economics Strategies for Health Professionals», Springer Publishing Company, 2011).