Прикладной анализ поведения, от английского applied behavior analysis (ABA), – метод, который помогает изменить поведение человека: приобрести новые навыки, уменьшить или устранить нежелательные формы поведения. Метод основан на теории научения, разработанной психологом Берресом Скиннером (Burrhus Skinner). Согласно этой теории, процесс научения можно описать одной формулой: предшествующий стимул вызывает поведение и последствие.
К примеру, ребенок видит конфету в магазине (стимул), кричит и кидается на пол (поведение), конфету ему покупают (последствие). Возможна другая ситуация, вернее, другое последствие – конфету не покупают. Или (еще одно последствие) – ребенка наказывают за плохое поведение. Что по этому поводу говорит теория научения Скиннера? Если конфету все-таки купили, велика вероятность, что в следующий раз ребенок опять будет кричать и плакать. В двух других, когда его либо проигнорировали, либо наказали, поведение изменится, – он будет плакать меньше или не будет совсем. На поведение также влияет и мотивация – если ребенок не хочет конфету (его накормили сладким заранее), он не будет кричать в магазине для того, чтобы ее получить. Вывод: изменяя стимулы и последствия, можно изменить поведение человека, усилить то, что требуется, или уменьшить то, что мешает.
При первом знакомстве с методом АВА создается впечатление, что педагоги занимаются дрессировкой. Ребенок выполняет действие и получает лакомство. Это связано с тем, что аутичных детей нередко сложно мотивировать чем-то кроме лакомства. Но разве родители не покупают мороженое ребенку, если он получил хорошую отметку? Еда – отличный мотиватор и для большинства взрослых. Вообще, предоставление приятного последствия после желательного поведения сплошь и рядом встречается в нашей жизни: похвала родителей, хорошие отметки в школе, премия или повышение зарплаты. По большому счету все это тоже можно назвать дрессировкой, но обычно это не приходит нам в голову. Получается, что в «дрессировке» нет ничего необычного. Кроме того, этот метод работает. В нем детально описаны процедуры, с помощью которых мы можем менять поведение человека, причем любого: ребенка, взрослого, здорового или с отклонениями. Метод ABA работает, если человек хочет снизить вес или бросить курить, он используется для обучения и работы с персоналом, кроме того, мы используем его (или его элементы), воспитывая детей, и даже не замечаем этого.
Об эксперте
Наталия Манелис – психолог, заместитель руководителя Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, главный редактор журнала «Аутизм и нарушения развития».
«Дай яблоко»
В работе с аутистами есть две задачи. Развить и усилить их адаптивное поведение (все «хорошее»), уменьшить и убрать дезадаптивное поведение (крики, агрессию, самостимуляцию, когда ребенок произносит какие-то однообразные звуки или производит однообразные движения и никто другой ему в данный момент не нужен).
Как это делается? Возвращаемся к формуле – стимул, поведение, последствие. Чтобы поведение закрепилось, после него должно произойти что-то приятное. Например, есть задача, чтобы ребенок, который не использует речь для выражения просьбы (хотя может говорить), а вместо этого кричит, тянет за руку или берет то, что ему нужно, сам, начал выражать свои просьбы словами. В подобных ситуациях педагог, понимая, что именно в данный момент хочет ребенок, произносит нужную фразу (например, «Дай яблоко»), а после того как ребенок повторит ее, он получает яблоко. Постепенно взрослый уменьшает подсказку (произносит только начало слова, говорит шепотом...). Поощрением (последствием, которое усиливает поведение) в данном случае является получение желаемого (яблока). Отсутствие поощрения (яблоко не дают) в тех случаях, когда ребенок кричит вместо того, чтобы произнести нужную фразу, приводит к уменьшению такого поведения.
Просто спасибо
Вопрос: почему обычный ребенок выполняет наши просьбы? Потому что в ответ мы его хвалим, обнимаем, целуем, – такая наша реакция называется социальным поощрением. Оно значимо для обычного ребенка, но далеко не всегда – для аутичных детей. Когда с ними еще не начали работать, они существуют обычно автономно и для них ничего не значат похвала, чья-то радость или поцелуй… Поэтому в работе с аутистами разработана целая система поощрений – как сделать так, чтобы аутичному ребенку было приятно. Не обязательно конфета, хотя такой метод часто применяется. Кроме того, в АВА разработана целая система, с помощью которой можно сделать так, чтобы и социальное поощрение стало значимым для аутичного человека. Это позволяет психологам постепенно уходить от поощрения с помощью игры или «конфеты» к социальному поощрению.
В АВА продумана и система наказаний. Первый закон – сделать все, чтобы без них обойтись. Если правильно использовать метод, наказания не потребуются. К примеру, всегда можно проигнорировать нежелательные реакции. Если ребенок кричит, а взрослый не замечает, в будущем такое поведение будет воспроизводиться меньше, потому что в нем нет смысла. Другое важное правило – не столько наказывать нежелательное, сколько поощрять желательное. К примеру, покупать ребенку конфеты, только если он ведет себя в рамках правил и договоренностей.
Откуда берется плохое поведение
Нежелательное поведение ребенка всегда имеет цель или функцию. Три из них – получить желаемое, избежать чего-то неприятного (сложного, скучного), привлечь внимание – популярны и среди обычных детей. К примеру, дети хорошо играют, родители занимаются своими делами; дети начали ссориться, родители прибежали. То есть: детям нужно было привлечь внимание, и у них получилось.
Другая ситуация: дети избегают неприятных занятий. Что предлагает на этот случай АВА? Первое – создать ситуацию, чтобы ребенок начал заниматься. Необходимо резко снизить сложность – дать простые задания и поощрить. Хорошо работает «принцип бутерброда». Выбрать три задания: первое – очень простое, второе – самое неприятное и сложное для ребенка, третье – самое приятное. Первое – ему легко начать. Кроме того, он знает, что третье задание – самое приятное, и у него появляется мотив побыстрее сделать второе, сложное. Важно перед тем, как начать заниматься, дать ему план работы, чтобы он знал, что его ждет и когда мучения закончатся. План можно написать или дать в виде картинок, если ребенок не умеет читать.
Нежелательное поведение часто используется и как средство коммуникации, особенно когда у ребенка отсутствует устная речь – он не может говорить. Первая цель при работе с такими детьми – дать им средство коммуникации. Для этого часто используют обучение альтернативным способам общения с помощью жестов или картинок.
Жесты используются редко – это сложно и не всегда понятно окружающим. Чаще в ход идут карточки, на которых нарисованы предметы или действия. Так ребенок может выразить просьбу и даже составлять предложения – «Я хочу кататься на горке с бабушкой». Как только дети обучаются альтернативной коммуникации, их поведение сразу же улучшается. Почему? Представьте себе, что вас никто не понимает. У вас есть только два варианта – орать, если вам что-то нужно, или брать самим. Именно так обычно происходит в семье с аутичным ребенком: он все время кричит и всюду лезет. Что делают родители (а вариантов у них нет)? Они организуют окружающую среду так, чтобы ребенок все мог достать. И тогда ребенку взрослый становится вообще не нужен, у него нет повода обращаться к другому, а значит, нарастает аутизация. Чем раньше он получает средство коммуникации или обучается речи, тем лучше он себя ведет, кроме того, у него появляется мотив взаимодействовать с другими людьми.