«А я живу две жизни»: 3 вида детского вранья
Кадр из фильма «Искупление» (2007 год)
Фото
«Кинопоиск»

1. Страх наказания

Причина

Часто вранье — косвенное свидетельство внутреннего дискомфорта. Ребенок боится публичных упреков или наказания. Причина не столько в самом проступке, который он сам переживает, сколько именно в реакции на него взрослых. Теряется тетрадь с двойками или замечаниями. Придумывается мнимый повод для драки, прогула урока или плохой оценки. «А что, я все правильно сказал, только в числе ошибся. А она…» Такая ложь, надо признать, исключительно вина родителей.

Что делать

Проштрафившийся ребенок нуждается не в наказании. Впрочем, и не в заведомом оправдании (что порой еще хуже). Не в требовании публичного раскаянья, а в сочувствии и понимании. Он виноват, да, но лучше, если эту вину разделит с ним кто-то из его близких. И все ведь можно поправить. В этом случае для вранья не останется почвы. Виноват, но не одинок — вот в чем дело.

2. Желание понравиться

Причина

Случается, ребенок говорит неправду из желания понравиться родителям. Дочка или сын тонко подметили, что родители недовольны методами и поведением классной руководительницы. И вот изо дня в день он приносит в дом все более страшные истории: «Сегодня Ольга Ивановна опять…»

Что делать

Здесь все плохо. И сладострастная жажда доносительства, и родительская доверчивость и потакание. А сама манера жаловаться произошла, конечно, из привычки взрослых всегда искать виноватого в другом, так что надо переставать это делать.

3. Фантазирование

Причина

Есть и еще одна форма вранья, про которое умные родители говорят: да это же он не врет, а фантазирует. Действительно, в определенном возрасте почти все дети превращаются в маленьких Хлестаковых. Они на каждом шагу сочиняют про себя небывалые истории, хвастаются, придумывают какую-то вторую, параллельную жизнь.

Девочка, например, взахлеб рассказывает, что до уроков, в шесть утра ходит на занятия синхронным плаваньем (кому-то из сверстниц позавидовала). Или что она, как Пеппи Длинныйчулок, самая сильная девочка в мире, и шагает для наглядного сходства одной ногой по тротуару, а другой — по мостовой.

Но главная причина такого вранья-фантазии, конечно, намного серьезнее. Именно в детстве разрыв между желаниями и возможностями катастрофически велик. Масштабы притязаний огромные, а средств, инструментов для их реализации еще нет. Физика слабая, а хочется быть олимпийской чемпионкой.

Но такое желание, худо-бедно, можно еще перенести в будущее и до времени довольствоваться соперничеством со сверстниками

Настоящая беда в том, что ребенок не может вербализировать свои переживания и мысли. Евгений Шварц говорил: «Сложность душевной жизни детей непостижима даже для ближайших наблюдателей. Уж очень близки ощущения сложнейшие и простейшие». Немые, косноязычные гении, речи которых вызывают у взрослых только умиление и смех.

Свое положение они воспринимают как остро неадекватное. Поэтому, например, стремятся завысить свой возраст, то и дело измеряют рост, тянутся к компании старших. Запреты, детский распорядок дня тяготят их («пора ложиться спать»), возникает устойчивое стремление к самостоятельности, что нередко проявляется непослушанием, рискованным своеволием, намеренной фамильярностью и даже грубостью. Одна из форм этого поспешания к мечте — опережающая работа фантазии.

Что делать

Ловить в этот момент ребенка на лжи неплодотворно и опасно. Лучше улыбкой или необидным наблюдением подать знак, что эта игра понятна, даже включиться в нее, незаметно придавая шутливый тон. А при этом подчеркивать всякое реальное достижение ребенка, насыщать его жизнь действиями, каждое из которых может привести к успеху. Потому что опасность того, что фантазия начнет подменять и вытеснять реальную жизнь, все же есть.

Писатель, лауреат нескольких литературных премий, автор книг, прозы и эссе