Из-за пандемии COVID-19 компании вынуждены уделять обустройству офисного пространства едва ли не больше внимания, чем обычно. Прежде всего это связано с безопасностью: им следует обеспечить условия для соблюдения дистанции, запастись санитайзерами и масками. Рабочие помещения должны хорошо проветриваться.
Однако комфорт в офисе не сводится к одной лишь безопасности. И потому даже сейчас работодатели стремятся к тому, чтобы обстановка в офисе способствовала продуктивности и непрерывному творческому процессу. Эти усилия помогают им привлекать и удерживать талантливых сотрудников. Какие лайфхаки по созданию комфортной рабочей атмосферы применяют самые продвинутые компании?
1. Домашние питомцы в офисе
На Западе все чаще компании вводят политику pet friendly, согласно которой сотрудникам дозволяется приводить в офис своих воспитанных питомцев. Такой порядок — не прихоть: исследования показывают, что общение с животными помогает снизить уровень стресса не только у их хозяев, но и у других членов коллектива.
Например, компания-производитель столовых приборов из Северной Каролины на протяжении недели измеряла уровень гормона стресса кортизола у трех групп: у людей, которые брали любимцев с собой на работу, у тех, кто оставлял питомцев дома, и у тех, у кого вообще не было домашних животных. Разница в показателях оказалась достаточно существенной: «победили» те, кто брал животных в офис.
Благодаря присутствию домашних любимцев в офисе сотрудники лучше социализируются и даже начинают продуктивнее работать. В России подход pet friendly пока не распространен. Возможные препятствия, с которыми предстоит столкнуться российским работодателям, — сложные организационные моменты, аллергические реакции или боязнь животных у сотрудников, запреты арендодателей.
Тем не менее уже есть компании, которые делятся своим положительным опытом, — например, это крупные производители кормов для животных. Возможно, вскоре больше российских работодателей задумаются о таком правиле в офисе.
2. Гибкое рабочее место и график
Многие крупные компании применяют в офисах концепцию workplace innovation (инновационное рабочее пространство). Ее суть состоит в том, что за сотрудником не закреплено определенное рабочее место. Более того, рабочих мест в офисе меньше, чем сотрудников: их количество подобрано с учетом командировок, больничных, работы из дома.
Такой подход позволяет более эффективно использовать пространство офиса. Каждый может выбирать место в зависимости от задач на день. За счет workplace innovation сотрудники разных подразделений больше общаются друг с другом, что улучшает атмосферу в коллективе.
Гибкие рабочие часы также дают преимущества. Свободный график позволяет лучше выстроить баланс между работой и отдыхом и грамотно использовать индивидуальные для каждого пики продуктивности. Организационные сложности внедрения такой системы окупаются производительностью коллектива.
3. Скуке в офисе — нет!
Исследование, опубликованное в Journal of vocational behavior, США, 2017, показало, что развлечения на рабочем месте положительно влияют на обучаемость сотрудников.
Речь идет о так называемом «неформальном обучении»: работники офисов добывают больше всего новых знаний в основном не во время лекций и тренингов, а индивидуально или в момент общения с коллегами. Авторы работы утверждают, что офисные развлечения создают атмосферу в коллективе, наиболее располагающую к неформальному обучению.
Способов добавить разнообразия в рутину много — настольные игры в комнатах отдыха, пикники в теплое время года, корпоративные занятия спортом и мастер-классы по йоге. Сотрудники американской компании-производителя одежды для активного образа жизни сами тестируют новую продукцию в горах и на велогонках, а серфинг стал для некоторых из них неотъемлемой частью каждого рабочего дня.
Несомненно, такой распорядок подойдет не каждой компании и далеко не всем людям. Но в целом развлечения будут уместны в любом офисе.
4. Продуктивные пятницы
Пятница — наименее продуктивный рабочий день не только по ощущениям большинства людей, но и по данным практически каждого опроса или исследования, проведенного на эту тему. В этот день многие начинают думать о выходных и теряют фокус внимания.
Однако пятница — лучшее время, чтобы подвести итоги прошедшей рабочей недели и выстроить планы на следующую. Хорошим правилом может стать проведение по пятницам в офисе коротких собраний, во время которых каждый сотрудник сможет поделиться с другими позитивным и негативным опытом этой недели, получить поддержку и зарядиться оптимизмом от коллег.
Это правило действует и в удаленном формате: ничто не мешает проводить встречи по видеосвязи.
5. Свой офис — свои правила
Переход на «удаленку» заставляет руководителей вводить все новые правила, чтобы лучше контролировать работу коллектива. И пока руководители письменно закрепляют распорядок и разрабатывают политику, в домашнем офисе собственные правила может устанавливать каждый человек.
Создайте рабочую обстановку, располагающую вас к продуктивности. Будьте всегда на связи с коллегами. Четко продумываете распорядок дня и ведите письменные списки дел, если это вам удобно. Устраивайте пятиминутные спортивные паузы и соблюдайте рабочие часы.
Обо всем этом уже сказано немало, но создание идеальной рабочей атмосферы дома — задача, которую может выполнить только сам сотрудник.
Об авторе
Маргарита Третьякова — эксперт в области управления персоналом. Ее