1.«Тебе это знать рано»
Эта фраза — сигнал для ребенка, что тема запретная. Не все темы получается обсудить с детьми сразу, но обрубать радость познания радикальной отмашкой — «нет, рано» — значит запретить естественное любопытство. А именно оно позволяет во взрослом возрасте наращивать новые нейронные связи и обеспечивать себе живую, увлекательную жизнь.
Если считаете, что тема не подходит по возрасту, попробуйте посмотреть на вопрос шире. Подберите максимально общие и простые формулировки, пообещайте вернуться к вопросу позже. Иногда детское любопытство удовлетворить легче, чем кажется на первый взгляд.
2.«Я тут решаю»
Эта фраза — маркер властной позиции. Ребенок сильно зависит от взрослых, так что попытка «задавить» его сопротивление авторитетом скорее всего сработает. Но только в короткой перспективе. Для укрепления доверия куда полезнее будет объяснить, чем вызвано ваше решение и почему вы его принимаете.
Позвольте ребенку задать волнующие его вопросы вместо того, чтобы просто запретить «по праву родительства». Это позволит ему в дальнейшем подходить с долей здоровой критичности к проявлению властной позиции других людей, а не робеть перед ней.
3.«Ты же девочка/мальчик»
Замечания в стиле «не плачь, ты же мальчик», «не шуми так сильно, ты же девочка» чаще всего отражают предрассудки общества.
Но вопреки распространенному мнению, что мальчики рождаются стойкими оловянными солдатиками, а девочки — нежными феечками, все это — результат социализации, в том числе гендерной, где мужчин и женщин видят как две разные планеты и воспитывают соответственно, где у каждого пола свой набор ограничений.
Но правда в том, что многогранная и психически здоровая личность вырастает вне стереотипных гендерных шаблонов и клише. И мальчики, и девочки должны понимать, что выражать чувства нормально, чувствовать себя сильным или слабым тоже нормально, играть, как хочется и во что хочется — опять же нормально. Это части здоровой социализации.
Если ограничивать психоэмоциональную сферу ребенка постоянными привязками к полу, это может привести к блокам на эмоциональном уровне, потере контакта с собой и со своими чувствами во взрослом возрасте.
4.«Старших нужно слушаться»
Унять непоседливого ребенка не всегда просто, а фраза «старших нужно слушаться» порой становится палочкой-выручалочкой в работе с непослушанием. Но такая установка подразумевает, что слова взрослых нельзя подвергать сомнению. Любой «старший» может использовать ее и навредить ребенку. Беззащитностью и послушностью детей могут воспользоваться люди, которые находятся в серой зоне.
Безусловно, не стоит в каждом репетиторе, учителе или дальнем родственнике подозревать педофила. Но важно донести до ребенка, что далеко не всяких «старших» нужно слушать и далеко не во всех ситуациях. Как не стоит доверять незнакомцу, предлагающему тебе конфетку, так не стоит слушать репетитора, если тот предлагает что-то в духе «только маме и папе мы об этом не расскажем, это будет наш секрет».
Строго говоря, значимые взрослые, к которым нужно прислушиваться, — это родители (и то, с оговорками, разумеется). В остальных случаях эта фраза лишь воспитывает иерархическое мышление, в котором возраст приравнивается к надежности и добродетельности поступков, что в реальной жизни далеко не всегда так.
5.«У сына соседки все получается лучше»
Не стоит сравнивать успехи ребенка с успехами других детей. Строить мотивацию ребенка через пример «сын/дочь маминой подруги» — путь в никуда. Диагностика умений и способностей через призму сравнения с другими детьми приводит к тому, что выросшие уже люди всегда будут чувствовать себя недостаточно хорошими, потому что всегда найдется тот, кто окажется лучше. И с этим ничего не сделаешь.
Иное дело — сравнивать успехи и результаты сегодняшние с успехами и результатами вчерашними. Отмечать прогресс ребенка, взращивать спокойное отношение к ошибкам. Хороший тест на адекватность реплики — представить, смогли бы вы ее произнести человеку, которого считаете равным себе по статусу?
Дети находятся в подчиненной позиции по отношению к взрослым, но это временное положение дел. Их мозг формируется прямо здесь и сейчас, и полезно предлагать установки партнерства, сотрудничества и взаимоуважения.
Об авторе
Елена Низеенко — психолог, ее канал