Самое важное
Нужно понимать, что нельзя выстроить успешное партнерство раз и навсегда: легкого и универсального решения здесь не существует. Да, можно договориться «на берегу» — но только о том, что касается конкретных вопросов. Работа же над деловыми отношениями в целом должна вестись непрерывно.
Однако перед тем, как вступить в бизнес-партнерство, важно свериться с ключевыми моментами, которые могут укрепить — или же разрушить — даже самое крепкое сотрудничество.
1. Ценности
Значение имеют и личные, и бизнес-ценности. Например, удачно, если ваш с партнером общий профессиональный приоритет — всегда работать только с креативными проектами, которые не так просто, но интересно реализовывать. Совсем иначе картина складывается, когда одному из вас важнее делать то, что уже опробовали многие компании до этого, а не изобретать новые решения.
Личные ценности влияют на рабочие процессы не меньше. Так, если один из партнеров ставит на первое место семью, а второй — приверженец свободы и «достигаторства», стоит заранее обговорить порядок сотрудничества, планирование выходных и другие детали, которые могут сказываться на ведении бизнеса.
2. Видение перспектив
Каким будет ваше дело и партнерские отношения через два года, пять лет, семь лет? Этот вопрос тоже стоит обсудить до начала сотрудничества. Возможно, один из вас планирует через пять лет заработать 500 миллионов рублей. А приоритет другого — расширение ассортимента товаров или услуг.
Если цели не противоречат друг другу, их вполне можно достигать одновременно. В ином случае необходимо решить: готов ли один из партнеров пойти на уступки, или вам все же не по пути.
Как и в случае с ценностями, видение личной жизни стоит обговорить заранее
Например, вы планируете через несколько лет переехать за границу и развивать бизнес оттуда, а партнеру принципиально важно оставаться там, где он живет сейчас. Если вы уверены, что сможете организовать рабочий процесс, даже находясь в разных точках планеты, то проблема решаема. Если сомнений все-таки больше, вряд ли партнерство продлится долго.
3. Функционал
Какие ресурсы каждый из вас готов вкладывать в общее дело? Речь не о материальных благах, а о распределении обязанностей.
Например, довольно распространенная модель партнерства — когда один из вас хочет взять на себя производство, а другой охотно займется продвижением бизнеса. Именно так работали в свое время соучредители компании Apple, Стив Возняк и Стив Джобс: Возняк занимался технологической частью, а Джобс отвечал за маркетинг.
На практике соблюдать такие договоренности бывает непросто. По мере развития бизнеса каждый из партнеров приобретает новые знания и навыки, меняет приоритеты. Спустя один-два года после основания стартапа вы можете осознать, что не готовы заниматься выбранной ранее частью работы и хотите сменить направление — и совсем не факт, что партнера устроит такой расклад.
4. Гибкость в переговорах
Чтобы избежать недопонимания и конфликтов, важно заранее условиться о том, что бизнес-процессы и ваше (как партнеров) участие в них стоит пересматривать не реже раза в год.
Необходимо регулярно сверяться с планами и целями, пересматривать вклад каждого из вас и корректировать принятые ранее решения при необходимости. В идеале стоит устраивать стратегические сессии — можно при поддержке бизнес-коуча — не только с партнерами, но и с командой подчиненных.
Как выстроить процесс коммуникации
В первую очередь при обсуждении сотрудничества стоит быть честными друг с другом и самими собой. Человек всегда хочет выставить себя в лучшем свете перед потенциальными партнерами, начальством, коллегами — и это нормально. Однако не следует притворяться и озвучивать то, что не соответствует вашим ценностям и картине мира, чтобы произвести впечатление.
С точки зрения долгосрочного сотрудничества гораздо более выгодно сразу озвучить не только сильные, но и слабые стороны
Это нужно, чтобы вы с потенциальным партнером сразу понимали, с чем можете столкнуться в дальнейшем.
Кроме того, всегда нужно обращать внимание на свое психическое здоровье, заниматься фокусом внимания и личным ростом: посещать психолога, коучинговые тренинги, развивать эмоциональный интеллект.
Детали успешных переговоров
Если у вас хорошо развита интуиция и вы доверяете своим внутренним ощущениям, в переговорах ориентируйтесь именно на них. Отказаться от сотрудничества с отталкивающей личностью, несмотря на ее готовность работать и профессионализм, — зачастую более верное решение, чем проигнорировать внутренний голос и в итоге терпеть рядом неприятного человека.
Кроме того, в переговорах обращайте внимание на слова собеседника, то, как он рассуждает о потенциальном партнерстве
Если его речь в основном посвящена прибыли и выгоде, а не сотрудничеству и работе над целями — это повод задуматься. Вполне возможно, этот человек не готов действительно серьезно вкладываться в проект и выстраивать долгосрочное партнерство.
Личные и рабочие границы
Важно посмотреть на потенциального бизнес-партнера с разных сторон: в рабочих процессах и личной жизни. Вам должно быть комфортно находиться рядом с ним, вы не должны испытывать беспокойство и тревогу из-за его поведения, речи, отношения к другим людям — особенно к близким и сотрудникам. Помните, что этот человек будет присутствовать в вашей жизни довольно часто, и важно, чтобы вы чувствовали себя спокойно.
Совсем не обязательно выстраивать с партнером по бизнесу дружеские отношения
Но нет смысла нарочно избегать их, если вы оба понимаете, что такая дружба возможна. Ориентируйтесь на свои ощущения: если вам важно проводить границу между личными и рабочими связями, возьмите в бизнес-партнеры человека с похожими принципами — и наоборот.
Чтобы изначально установить доверительные отношения, в первую очередь нужно быть открытым и честным, уметь признавать свои ошибки и рассказывать о провалах. При таком подходе возрастает вероятность того, что потенциальный партнер по бизнесу откроется в ответ, так как почувствует вашу уверенность.