14 типов пользователей социальных сетей
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

4 февраля отпраздновала свой 20-й день рождения крупнейшая социальная сеть в мире — Facebook (запрещенная в России экстремистская организация). 26 марта исполнилось 18 лет проекту «Одноклассники». Почти ровесник «Одноклассников» — сеть «ВКонтакте». C 2010 года действует популяризировавший селфи и создавший мир идеальных жизней Instagram (запрещенная в России экстремистская организация). Так в течение двадцати лет социальные сети не просто вошли в нашу жизнь, а стали ее важной частью. А на кого-то и вовсе социальные сети действуют как грибок Кордицепс на муравья — подчиняют себе и заставляют жить по своим правилам.

Социальные сети создали парадоксальный мир: мир, где люди максимально близки и, вместе с тем бесконечно далеки друг от друга; мир, где человек чудовищно одинок в миллионной толпе; мир с огромным количеством полезной интересной и уникальной информации и с информационным мусором. Как из ящика Пандоры, в социальных сетях разлетаются по всему миру человеческие глупости, комплексы, диагнозы. Сколько самовлюбленных нарциссов, напыщенных индюков, душевных стриптизеров открылось в социальных сетях.

Конечно, все они существовали и раньше, просто таких необъятных возможностей для самовыражения, привлечения к себе внимания не было

Хотя еще в начале XX века блистательная писательница, сатирик Тэффи вышучивала пафос и нарочитый аристократизм «богемы», иронизировала над показной ученостью, светскостью, посмеивалась над грубым бескультурьем, невежественностью обывателя, над пошлостью и банальностью его серого существования. И через 100 лет видим те же самые типажи. Времена меняются, а пороки и душевные изъяны все те же.

Рискну предположить, что каждый из нас найдет в своем окружении следующие экземпляры активных пользователей сетей.

Распространенные типажи в соцсетях

Стахановцы или трудоголики

Начнем с того, что любые зависимости — «…голики» — это всегда плохо. Алкоголики, трудоголики и иже с ними. Но выносить свои нездоровые зависимости на всеобщее обозрение, да еще со стенаниями типа: «Я такой молодец, так много работаю, что не досыпаю/недоедаю/страдаю мигренями и запорами» и возводить их на пьедестал — явно перебор. Причем пишется это такими фразами, от которых сводит зубы: амбициозные планы, интересные и перспективные цели, драйв, ни с чем не сравнимое удовольствие от реализованного проекта.

Мудрецы

Благодаря им мы можем разобраться, чем отличается мудрость от мудрствования. Не имея ни соответствующего образования, ни теоретической базы, ни элементарного кругозора, а иногда и жизненного опыта, они начинают глубокомысленно рассуждать о судьбах мира, разбирать социально-философские вопросы. Кстати, вышеупомянутая Тэффи еще 100 лет назад заметила: «Кому нужно мнение какого-нибудь Семена Семеновича о Шопене или об эротизме у статских советников?»

«Ах, восход. Ах, закат. Первый снег. Весна пришла»

Это все восторг романтических, трепетных созданий, питающихся пыльцой и росой и «дышащих духами и туманами». Да-да, мы все их знаем — воспевающие цветочки, счастье, ветерок, передающие «лучики солнца и добра», «энергию счастья и благодарностей», открывшие любовь в себе, к себе и приносящие любовь в мир. Такие часто совмещаются со следующим типажом.

«Я вся такая сложная и противоречивая»

Это они, с богатым внутренним миром, тонко чувствующие, глубоко переживающие. «Не надо рисовать себе иллюзии про людей», «по поводу развития других людей можно и ошибиться», «я такая наивная, все еще верю людям», «люди, счастья вам». Сплошной зефир, ваниль, карамельки. Наивность. Кокетство. Что также соседствует с «забейте на идиотов», цитатами Михаила Жванецкого, обнимающимися котиками и восторженным «Люди! Помните!», пасхальными яйцами в ленте. Сюда же фото еды, своего свежего маникюра или коленок.

Это они — самопровозглашенные дворянки, голубая кровь и белая кость, четко проводящие грань между собой и чернью, собой и сбродом. Это они пишут, как поставили «на место» официанта или продавца. Это они из высшего общества. «Чтобы летать с орлами, не паситесь с индюками». Точно знающие, кто такие «настоящая женщина» и «настоящий мужчина» с постами типа «Жаль, что каждая слеза женщины не ломает ребра мужчины». Такой вот винегрет. Ну что ж, это вполне соответствует сложности натуры.

Эксперты по этикету и культуре

Думаете, это элегантная седовласая старушка-дворянка с удивительной мудростью в глазах, со следами пережитого на лице, со знанием пяти языков, утонченная и изысканная? Или эффектная дама, философ или культуролог, профессор, преподаватель Института культуры и искусств? Или представительница интеллектуально-культурной среды? А вот и нет. Нужно немного пожить за границей или зайти в «предбанник» светской жизни или деловой среды, и уже это позволяет высокомерно-напыщенно, снисходительно-пренебрежительно судить о том, что «нельзя и льзя». Как гардеробщица театра судит о талантливости или бездарности артиста, так и недоучка-эксперт-сноб учит культуре и этикету.

Эксгибиционисты счастья

Их ленты — демонстрация идиллического счастья. Рисуют свою жизнь как сказку, в которой картонно-добрые и красивые персонажи в живописных местах. Где молочные реки с кисельными берегами. Где главная героиня с утра не носится по квартире, собирая детей в садик и в школу, попутно запихивая в них завтрак и пытаясь навести мало-мальский порядок, накрасить глаз и запрыгнуть в колготки. У нее порядок всегда. Дети умытые, гладко причесанные, белозубые и широко улыбающиеся. Муж бодр и весел, у него обязательно свой бизнес, дорогой костюм и машина, он всегда дарит букеты из 101 розы. У нее тоже свой бизнес. Или блог. Или курс по стилю, имиджу. По этикету.

В этой картине мира не хватает только песни главной героини, привлекающей птичек, зайчиков и прочую живность из леса, которая в какой-то момент от избытка чувств начинает подпевать. А вот чего хватает, так это мотивационных речей и морализаторства. «наше счастье в наших руках», «дружная и крепкая семья, успешный муж, дети-отличники — все это результат моего труда», «главное — это начать», «вы тоже сможете».

«Просветленные или постигшие суть мироздания»

Те, кто долго и мучительно думал и, проведя колоссальную мыслительную работу, открыл «новую ментальность в себе», «видение предназначения».

Коучи всего и по всему

От правильного питания до минета. Научат, осчастливят, расширят сознание и раздвинут горизонты. Самые-самые, экспертные из экспертных.

Человеки-оркестры

Те, у которых после имени через запятую 10 профессий, и во всех они одинаково успешны. Это раньше десятилетиями нарабатывали опыт в одной-единственной сфере. Сейчас — блогер, стилист, ведущая, певица, актриса, бизнес-леди в одном флаконе. Нет, это не талант. Это уже гениальность.

Матери, возведшие в культ репродуктивные возможности

И желающие поделиться своим искусством материнства со всеми, ибо доселе никому не удавалось дать жизнь новому созданию так вдохновенно, как они. И начинают они учить…. и истинному женскому предназначению, и педагогике. Ибо тот, кто не рожал, с их точки зрения, право голоса по вопросу воспитания детей не имеет. В свете таких рассуждений хочется привести цитату Бернарда Шоу «Я не снес ни одного яйца, но во вкусе яичницы разбираюсь получше любой курицы», но не буду. А то вдруг это не его цитата. Ох уж эта мировая паутина…

Сделавшие открытия, способные произвести переворот в литературе

«Перечитала „Мастер и Маргарита“. И за что его так любят? Не, ну есть пару приличных мест, неплохих диалогов, и что?». А действительно, и что? И, знаете, делается стыдно почему-то за Булгакова. О такой ситуации блестяще написала Тэффи в рассказе «Дураки»:

«Дурак глубоко презирает то, чего не знает. Искренне презирает.

— Это чьи стихи вы сейчас читали?

— Бальмонта.

— Бальмонта? Не знаю. Не слыхал такого. Вот Лермонтова читал. А Бальмонта никакого не знаю.

Чувствуется, что виноват Бальмонт, что дурак его не знает.

— Ницше? Не знаю. Я Ницше не читал!

И опять таким тоном, что делается стыдно за Ницше».

Странно то, что преподносится это как откровение, как наимудрейшие мысли, истина, как экспертный взгляд. Глупость несется в массы гордо, как флаг.

«Я постоянно учусь и вам рекомендую»

От курсов по биткоину до четырех высших образований и искусства доставить удовольствие мужчине. Настойчиво добивающиеся совершенства. Обязательно нужно сообщить: «Очередной модуль обучения…», «Я за неделю/месяц/год читаю Х количество книг». Хочется задать вопрос: а сколько из них понимаешь? Или только заглатываешь? И обязательно успокоить: совершенство вам не грозит.

Творцы

Вы заметили? Через одного — творческая натура. Сейчас вообще необычайная концентрация творческих личностей на один квадратный сантиметр. Все что-то пилят, пишут, клеят, шьют, поют. Но я не про тех, кто действительно мастерски что-то умеет делать. Просто некоторые искренне считают, что разрисовать карандашами тетрадный листок в клеточку — это повод выложить его в ленту с комментариями: «Минутка творчества».

Альтруисты

Они то котика спасут, то бабушку через дорогу переведут, то в флешмобе поучаствуют, привлекая внимание общественности к какому-либо заболеванию, побуждая сделать пожертвование. И обязательно об этом расскажут. Благими делами занимаются люди! Исключительной доброты люди. И скромности. А слабо пожертвовать n-ую сумму и промолчать? Слабо. Разорвет от избытка чувств. Или вот еще один типаж: с барского плеча по доброте душевной поделятся «рецептом из очень дорогого ресторана». Как вы понимаете, ключевое слово здесь «дорогого». И главное здесь — показать свою успешность.

14 типов пользователей социальных сетей
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Что можно сказать о человеке по его соцсетям

Как отмечают специалисты, самые активные создатели постов склонны к нарциссизму. Они нуждаются в постоянном повышении самооценки, в подтверждении собственной значимости. При этом заслуги преувеличиваются, а жизнь приукрашивается.

Распространенные типажи даже не требуют глубокого анализа. С ними и так все ясно. А ведь они, как многие, в сети создают свое идеальное «я», далекое от объективной реальности. Но все, кто приукрашивает свою жизнь, все равно оставляет следы-подсказки, ключики к личности: их посты, перепосты, фото, членство в группах говорят нам об их выборе, а значит ценностях. На их страничке при внимательном рассмотрении (даже без применения специальных научных методик анализа социологов, психологов) можно увидеть желания, тревоги и радости человека.

Соцсети и работа

Профиль в социальных сетях — прекрасный материал для анализа личности. В первую очередь этим пользуются HR-специалисты. Для понимания карьерного пути человека, конечно, удобно анализировать профиль в LinkedIn. В ней хорошо прослеживаются образование, опыт работы, навыки, продолжительность работы в организациях, повышение квалификации, развитие специалиста, рекомендации, профили, которыми интересуется, материалы и статьи, которыми делится. Но понять культурный уровень человека, зрелость личности, его духовность помогут пресловутые «ВКонтакте» и «Одноклассники».

Опять же для создания полной картины о потенциальном работнике хорошо сравнивать то, как он себя позиционирует в разных социальных сетях, а также не мешает иногда поискать его и в Tinder. Можно иногда найти забавнейшие вещи: например, о чем говорит фото главбуха крупной компании в социальных сетях в купальнике в соблазнительной позе? То, что дама в активном поиске. Успеха ей. Но захотят ли схантить такого серьезного сотрудника эйчары? Большой вопрос. А как вы воспримете вашего нового партнера или подрядчика, если у него в рабочем вайбере размещено фото с обнаженным торсом?

То, как человек общается, какие темы его интересуют, какой эмоциональный фон его постов, как он излагает мысли и многое другое, как пазлы, формируют общий портрет человека. В общении человек максимально проявляет себя.

То, что он говорит, как он говорит, позволяет делать выводы о том, о чем он думает, что его волнует, даже прогнозировать его поведение

Также анализ профиля позволяет определить:

  • культурный уровень — об этом говорит круг его интересов, посты, которые лайкает и которыми делится. Какие книги читает, какую музыку слушает, какими цитатами делится. Особенности фотографий (семейные, откровенного характера с демонстрацией обнаженного тела, с демонстрацией курения, распития алкоголя, фотографии на рабочем месте). Например, низкопробный контент, пошлые/вульгарные картинки, грубый юмор, юмор «ниже пояса», ругательства, примитивные комментарии создают вполне понятный образ;

  • социальное поведение;

  • политические взгляды;

  • роль работы в жизни, отношение к ней — делится статьями на профессиональные темы или постами о том, как дожить до пятницы;

  • эмоции — положительные и отрицательные эмоции в постах, превалирующий эмоциональный фон публикаций

  • интересы, вкусы — на какие темы посты публикует и какими делится, в каких группах состоит, например, клуб книгоманов, садоводов;

  • сексуальные предпочтения;

  • отношение к себе — самооценка, самокритика;

  • духовность.

Немало, верно? И все это мы сами позволяем видеть окружающим. Иногда в человеке, неистово воспевающем собственную успешность, можно разглядеть загнанного, отчаявшегося и чудовищно одинокого. В другом, напористом и агрессивном в своих жизненных и бизнес-завоеваниях, — высокомерного и недалекого, в сущности, человека. Изучать профиль человека даже просто из праздного любопытства (а не в целях, например, манипуляции) — это поинтереснее «Что? Где? Когда?» будет.

Многие даже не задумываются о том, насколько легко по их профилям определить индивидуальные особенности, личностные черты. А задумавшись, возмутились бы: «Как вы смеете анализировать наши профили!» А все в открытом доступе. Так что, как говорится, «нечего на зеркало пенять…»

За смешной прикол получишь респект,

У респекта — увы! — так короток век,

Жизнь прикола в «трубе» всего пару дней,

Пару дней нам с тобой жилось веселей!

(«Что мы делали в прошедшем году», группа «Чайф»)

Людмила Якушева

Социолог, специалист по маркетингу и PR