Попробуйте вспомнить, сколько ваших друзей и знакомых начинали учить английский, японский или итальянский язык и кто из них все-таки получил сертификат о прохождении того или иного уровня? Первая цифра точно будет больше последней. В чем причина такой разницы?
Как правило, все дело в лени. А она подпитывается из трех источников:
- отсутствие энергии и неумение управлять ее количеством;
- низкая самооценка;
- неумение мыслить стратегически, которое подкреплено страхом проиграть.
Естественно, лень можно одолеть, и есть инструменты, которые помогут вам в этом. Все дело в том, что люди по-разному включаются в процесс обучения, переводят ощущения в мысли и тексты. У каждого по-своему протекает процесс восприятия информации, разнятся и уровни обучаемости.
Всего можно выделить 12 типов учеников и проблем, которые возникают в обучении.
1. Проблема: отсутствие терпения, слабая ориентированность на результат. Такой «человек-спринтер» учится рывками, и ему проще бегать на короткие дистанции, а не выдерживать марафоны.
Решение: таким образом построить учебный процесс, чтобы он состоял из коротких, но частых отрезков; чередовать изучение с другими хобби и интересами. Например, учиться 20 минут в день, затем переключаться на спорт или вязание. Потом можно снова вернуться к учебе. Процесс протекает еще лучше, когда есть с кем поспорить на изучаемую тему, есть здоровая конкуренция.
2. Проблема: неторопливость, но при этом основательность и продуктивность.
Решение: создать для обучения комфортные условия, украсить свое рабочее место, сформулировать конкретную мечту, измеримую финансово, придумать методы, которые помогут добиться результата.
3. Проблема: поверхностность, неусидчивость, привычка отвлекаться на соцсети и разговоры.
Решение: собрать максимум информации, изучить разные пособия, пересмотреть множество видео на выбранную тему, сформировать круг общения по учебным интересам.
4. Проблема: излишняя зависимость от настроения, капризность и обидчивость.
Решение: создать комфортные условия для обучения, в идеале учиться из дома. Придумать себе эмоциональный стимул (порадовать родителей, помечтать о дорогом путешествии), мотивировать себя, вдохновлять. Помогает использование образов и ассоциаций для запоминания. Можно потом помогать другим в изучении языков.
5. Проблема: самонадеянность, хвастовство, излишняя амбициозность, учеба напоказ.
Решение: в учебном процессе создать атмосферу радости и азарта. Постоянно хвалить себя или окружить людьми, которые хвалят вас (регулярная доза похвалы обязательна). Учиться в формате игры, придумать «фишки», избегать шаблонов и жестких регламентов.
6. Проблема: мелочность, ворчливость, стремление критиковать, недовольство.
Решение: продуктивность повышается, если учиться, раздробив процессы на маленькие подзадачи, сделав акцент на тактике и практической пользе. На старте очень помогают пошаговые инструкции, методички и любой оформленный структурированный материал.
7. Проблема: изворотливость, отказ брать на себя ответственность за результат, вспыльчивость и нерешительность.
Решение: найти партнера по интересам, с кем можно скооперироваться, распределить ответственность, повеселиться, а также найти учителя иностранного языка, эксперта, который продемонстрирует яркий пример, которому захочется следовать.
8. Проблема: склонность откладывать обучение, пока не возникает острая необходимость в знаниях, агрессивность, максимализм. Иногда злопамятность, мстительность, ехидство, выискивание недостатков.
Решение: создать себе условия: «если не выучу по плану на сегодня, с кресла не встану». Учиться интенсивно, по 15 часов в сутки, полностью погружаться в процесс, а потом полноценно отдыхать. Такой человек учится охотнее, когда есть возможность критиковать. В подаче материала важно чувство юмора.
9. Проблема: отсутствие чувства меры, работа только ради большой цели, много слов и мало дела, высокомерие.
Решение: ставить смелые цели. Купить самые дорогие учебные пособия, оплатить самые дорогие курсы, учиться ради общего блага и великой идеи. Человек такого типа лучше всего учится, когда сам выступает в роли учителя. Фигура уважаемого преподавателя крайне важна.
10. Проблема: излишний консерватизм, следование плану, упрямство.
Решение: тщательно распланировать учебный процесс, изучить инструкции, алгоритмы, найти преподавателя, на чей опыт можно опереться. Не торопиться, не советоваться со всеми подряд. Делать немного, но каждый день. Упорство и постоянство сыграют на руку. Такой человек лучше всего учится, когда понимает практическую пользу материала и видит конечный результат.
11. Проблема: непоследовательность, ненадежность, непредсказуемость, отсутствие терпения.
Решение: собрать максимум информации, перезнакомиться с максимальным количеством людей, создать атмосферу свободы от ограничений в учебном процессе, когда позволяется импровизировать. Старту помогает посещение тематических мероприятий, вступление в клуб по интересам. Обучению помогут гаджеты и нестандартный подход.
12. Проблема: лень, хаотичность в учебном процессе, непрактичность, нерешительность, мечтательность.
Решение: уединяться, мечтать, визуализировать, мотивировать себя возможностью помогать другим, использовать интуицию. Такой человек лучше всего учится, подключая воображение и образы. Самое главное — задействовать эмоции.
Описанные методы можно применять не только в процессе изучения иностранного языка. Это может быть и другой тип задачи, которую важно быстро и качественно решить с учетом индивидуальности каждого человека.
Об авторе
Татьяна Пролеско — полиглот, обучает иностранным языкам с 1999 года, работает в сфере туризма и международных риэлторских услуг. Свободно владеет пятью европейскими языками.