Сексотерапевт, специалист в области отношений, ведущая тренингов
Любовь и секс: невозможность выбора

Прохор, мой давний пациент, источник примеров и клинических случаев по самым разным терапевтическим поводам, однажды пришел на прием взбудораженным. К тому моменту мы давно оттолкнулись от его первоначального запроса, работали и вглубь, и вширь его личной истории.

Прохор не дал мне и слова сказать: «У меня гениальная идея! Я решил на своем личном опыте исследовать, как можно привести к гармонии вопрос любви и яркой сексуальности в паре. У меня всегда так: чем более дорога мне девушка, чем более нежные у нас отношения. Ну, знаете, все эти поцелуи в кино, вздрагивания от ее сообщений. И в то же время — тем более спокойная и пресная сексуальная жизнь. А если девушка меня раздражает, выводит из себя, секс бывает совершенно невероятным. Но с такой не заведешь семью и детей — никаких нервов не хватит. Вы говорите, что это сложная задача. Так вот — я готов. Давайте изучать. Буду подопытным кроликом!»

Задача и правда интересная! Мотивация у Прохора высокая, готовность сломя голову пуститься в новые приключения любому другому человеку показалась бы опасной, но для него это привычный сценарий. Спорить смысла нет, тем более что мой коллега весьма кстати проводил семинар на тему отношений в паре и мужчин там, как всегда, не хватало.

Наши чувства словно разведены по разным «министерствам»: любовь от Бога, сексуальность — от дьявола

Перед семинаром мы с Прохором выявили несколько важных моментов. Во-первых, его восприятие сексуальности не вязалось с понятием нормальных партнерских отношений: одним из его навязчивых сценариев была тема наказания. В индивидуальной работе мы нацелились на изучение темы наказаний в детстве Прохора и поиск других площадок для сильных эротических переживаний.

Во-вторых, мы выяснили, что в воображении Прохора, как и многих других мужчин, уживаются два противоположных образа женщины: Ева и Лилит.

Легенда о Лилит

В некоторых трактовках Ветхого Завета упоминается первая женщина, которой была вовсе не Ева. Бог создал женщину-творца по образу своему, так же, как и Адама. Эта женщина не подчинялась Адаму, была мятежницей. Даже во время секса Лилит не соглашалась покоряться: она хотела раскрываться сама, получать наслаждение. Лилит приняла решение уйти от Адама и покинуть рай. Она произнесла непроизносимое имя бога, у нее выросли крылья, и она улетела. Версии о ее дальнейшей судьбе разнятся.

Вместо мятежной Лилит бог дал Адаму послушную Еву. Та оказалась прекрасной хозяйкой, почитала Адама как главного, но с наступлением ночи Адам тосковал по страстной и непостижимой Лилит.

Итак, наши чувства словно разведены по разным «министерствам»: любовь от Бога, сексуальность — от дьявола. И найти гармонию, кажется, невозможно: мы либо отказываемся от секса и обращаемся к Богу, либо предаемся страстям, сгорая от дьявольских желаний.

Дьявольская часть в сексуальности Прохора проявлялась в виде желания наказать, укротить Лилит. Еву же упрекнуть не за что, поэтому секс с ней становился от раза к разу все менее желанным, все больше напоминал ипотеку, чем эротику.

Но я не случайно начала рассказывать именно о Прохоре. Он поражает целеустремленностью, всегда добивается поставленных целей. Так и в этот раз: он все-таки встретил подходящую спутницу. Произошло это на том самом семинаре, который проводил мой коллега. Целью мероприятия было сформировать новое видение партнера и ощущение сексуального влечения всем телом: сердцем, мозгом, пальцами, глазами, обонянием… Прохор учился видеть напротив себя иную личность, древнюю душу, партнера, субъекта, а не нового исполнителя понятной роли в его обычном любовном сценарии.

Обретение движимого, меняющегося, требующего внимания баланса — секрет гармоничных отношений

«Это была потрясающая возможность почувствовать новый мир. Чувствуешь слияние с другим человеком, сексуальность как будто проистекает на другом уровне — там, где не важно, кто я, сколько я зарабатываю. Не важно даже то, кто из нас мужчина, а кто женщина».

Их история не была долгой, но в ней было достаточно позитивного опыта и интенсивных сексуальных переживаний, чтобы показать Прохору реальность подобных отношений. Сложность в том, что они требуют собственной душевной обнаженности, уязвимости, ранимости… И вопрос в нас самих, в уровне близости и доверия в паре. Не всегда он достаточен для того, чтобы жизнь была наполнена и духовной, и сексуальной связью, от которых появляется новое ощущение смысла всего происходящего в наших отношениях.

Двойственная природа всего, что с нами происходит, создает постоянное колебание, дисбаланс. Секс или любовь? Творчество или заработок? Свобода или безопасность?

Мне кажется, эти колебания необходимы для того, чтобы развиваться, двигаться вперед. Отсутствие колебаний — это смерть. Обретение движимого, меняющегося, требующего постоянного внимания баланса — секрет гармоничных, живых отношений. В которых есть место и сексу, и духовной связи, и новым этапам, в которых можно расти и эволюционировать вместе.