Счастье постоянно ускользает от нас. «Вроде бы все хорошо: семья, дети, работа. Все есть, но я не чувствую себя счастливым». О неудовлетворенности своей жизнью пишут наши читатели, о ней говорят нашим экспертам клиенты, так иногда чувствуем и мы сами… Наши желания и стремления противоречивы, мы всегда хотим того, чего у нас нет, и легко теряем интерес к тому, чего наконец достигли в жизни. Мы чувствуем, что нуждаемся в чем-то ином, в чем-то еще. Мы действительно не знаем, чего хотим. И такая неясность пугает, вызывая чувство вины, так, как будто мы недостаточно совершенны, чтобы понять самих себя.
Неспособность жить в состоянии покоя возникает прежде всего из-за внутренних противоречий, побуждающих нас искать равновесие, новую гармонию взамен утраченной гармонии животного с природой, – объяснял основоположник гуманистического психоанализа Эрих Фромм (Erich Fromm)*. После удовлетворения животных потребностей (голод, жажда, продолжение рода) нами движут человеческие потребности. «В то время как тело подсказывает, чем питаться и чего избегать, совесть человека должна была бы подсказать ему, какие потребности следует культивировать и удовлетворять, а каким надо позволить истощиться и зачахнуть. Но голод и аппетит – это функции тела, присущие человеку с рождения, тогда как совесть, заложенная в нем потенциально, нуждается в руководстве со стороны людей, а также принципов, становление которых происходит только в процессе развития культуры».
Теория мотивации
Абрахам Маслоу (Abraham Maslow) первым заговорил о наших высших потребностях человека (до этого психологи, объясняя, что движет нами, использовали понятия из мира животных: инстинкты и влечения). В конце 30-х годов этот американский психолог выделил семь групп потребностей: кроме физиологических у нас есть потребности в безопасности, в контактах и любви, в уважении и самоуважении, в познании, в красоте, в самоактуализации. Потребности образуют иерархию: низшие – более насущные, и их мы удовлетворяем в первую очередь. Однако позже Маслоу отверг идею последовательного удовлетворения потребностей: голодающий человек (так же как и сытый) нуждается в уважении и любви.
Об этом
«Искусство любить»
Любовь – наивысшая и реальная потребность, присущая каждому человеку, пусть даже она скрыта от нас самих... (АСТ, 2010).
С этого момента большинство психологов говорят прежде всего о высших потребностях человека – физиология остается в них, но как фон. В 1950-е годы Эрих Фромм опубликовал свою теорию экзистенциальных потребностей, в 1960–70-х годах психолог Жозеф Нюттен (Joseph Nuttin) предположил, что у нас есть только одна (причем врож-денная) мотивация – взаимодействовать с миром. Уже в XXI веке на первый план вышло самоопределение. Психологи Эдвард Деси и Ричард Райан (Edward Deci, Richard Ryan) полагают, что эта потребность складывается из компетенции, связанности с другими людьми и автономии (свободы). «Сегодня можно утверждать, что мы взаимодействуем с миром на трех уровнях, – подводит итог Дмитрий Леонтьев. – Как биологический организм («взаимодействуй с миром, и будь что будет»), как социальная единица («интегрируйся с группой, и будь что будет») и как индивидуальность («делай сам свой выбор, и будь что будет»). Здесь каждый оказывается одинок и взаимодействует с миром своим особым образом в поисках личной идентичности, смысла жизни, мировоззрения.
Жизнь не сводится к счастью
Чувство удовлетворенности – это сигнал обратной связи: отклонение действительного от желаемого невелико и жизнь происходит примерно так, как нам хочется. Но если мы начнем фиксировать внимание только на этих сигналах и будем строить жизнь так, чтобы в ней был максимум положительных эмоций, мы будем заботиться о том, чтобы сигналы были правильными, а не о том, как мы живем на самом деле. «Говоря про удовлетворенность жизнью, акцент обычно делают на первой части, – говорит Дмитрий Леонтьев. – Я предлагаю рассмотреть все комбинации: бывает ведь не только неудовлетворенность жизнью, но и, например, удовлетворенность не-жизнью. Самый прямой способ получить удовольствие в обход жизни – наркотики. Но жизнь гораздо интереснее и важнее, чем удовлетворение: я знаю людей, которые видят смысл в жизни и радуются ей, хотя у них нет житейского благополучия, а есть проблемы и страдания».
В этом Досье мы хотели разобраться в наших основных потребностях, не учитывая которых мы вряд ли можем надеяться на полноту бытия. Примеряя к своей жизни пять верных ответов на главный вопрос нашего существования, не будем забывать, что «свою жизнь нельзя прожить путем простого повторения образцов поведения, свойственных виду; человек должен жить сам».
* Э. Фромм «Здоровое общество» (АСТ, 2005).
Безопасность или развитие?
Последний год сделал очевидным то, что раньше осознавали не все: любой из нас может лишиться свободы, нас могут оклеветать, ударить, ограбить, обмануть, оскорбить. Как жить в отсутствие безопасности? «У каждого есть и потребность в безопасности, и потребность в развитии, – говорит психолог Дмитрий Леонтьев. – Но если мы исключаем риски, то невозможно двигаться вперед. Периоды развития и безопасности у отдельного человека и в истории стран чередуются. Сейчас мы как общество, например, «застряли» в безопасности. Огромные средства инвестируются никак не в развитие, а в оборону, силовые структуры, вообще в поддержание существующего положения вещей. При этом каждый из нас может сделать свой выбор – необязательно такой же, как государство. И если мир, в котором мы живем, опасен, у нас есть несколько вариантов. Первый – «валить» туда, где можно спокойно ходить по улицам. Там можно не думать о личной безопасности и сосредоточиться на своем развитии. Второй – «не дождетесь»: вопреки всему остаться, готовиться к неприятностям, находить способы реагировать на них, жертвовать безопасностью ради перемен. И третий вариант – самоустраниться из общественной жизни, ни в чем не участвовать, не «светиться», не привлекать внимание. Большинство людей выбирают этот третий путь: в них побеждает потребность в безопасности, блокируя потребность в развитии». Д. Л.