alt

«Терпеть не могу снимать современность. Все уверены, что разбираются лучше тебя, обязательно выскажут свое ценное мнение. На исторических съемках такого нет», ‒ жаловалась знакомая художник по костюмам, согласившаяся на рекламный проект, где все персонажи – обычные покупатели московского супермаркета образца 2014 года.

На нашем желании обсуждать внешний вид окружающих играет не одно успешное телешоу. Эмоциональный тонус зрителей «Снимите это немедленно» и «Модного приговора» поддерживается категоричными оценками, возмущенными, осуждающими репликами и взглядами. Драма и накал страстей – запретный плод этики ‒ уверенно держат рейтинг. Эксперт моды и стиля Александр Васильев не стесняется в выражениях, а на вопросы отвечает прямо и развернуто:

Судить о том, хорошо или безвкусно одеты другие, берутся не только эксперты. Например, не так давно известный блогер-«тысячник» Илья Варламов, совсем не специалист в моде, вызвал массу откликов своими постами на тему одежды (http://zyalt.livejournal.com/1111482.html). Он высмеивал прохожих за дурновкусие и раздавал советы – как им следует одеваться.

Как и многие из нас, блогер рассматривает других людей как часть городского ландшафта. Он считает, что имеет моральное право высказываться на эту тему ‒ как критиковать очередное уродливое здание. Если подумать, список самых ненавистных элементов одежды есть у каждого из нас. Кто-то терпеть не может мужчин в майках «в сеточку», кого-то выводят из себя леопардовые лосины. У меня одна из таких «красных тряпок» ‒ мужская майка с широким плечом, этакая футболка без рукавов, часто она еще облегает своего владельца, рассказывая все-все-все про намечающийся бюст, дружбу с «качалкой» или любовь к пельменям с пивом. Я привыкла думать, что такую майку может носить только недалекий мужчина от 15 до 50, грубый и потный. Надо было видеть мое изумление, когда в одной из серий телепроекта «Одноэтажная Америка» в этой майке появился Владимир Владимирович Познер.

Александр Васильев «Этюды о моде и стиле» (Фэшн Букс, Глагол, 2007).
Александр Васильев «Этюды о моде и стиле» (Фэшн Букс, Глагол, 2007).

В чем причина брезгливости, снисходительности по отношению к человеку, одетому неподобающим, на наш взгляд, образом? «Причина сильных эмоций, неважно, приятных или неприятных, всегда в нас самих, ‒ считает психолог, арт-терапевт Саша Морено (Вена, Австрия, http://alexmoreno.org/). ‒ Неприятную часть себя мы все имеем обыкновение видеть и замечать в других и бороться с ней, а на самом деле ‒ с самим собой. Эта борьба может приобретать самые разные формы: борьбы за чистоту расы, красоту, за чистоту, за любую правду. Если нас чем бы то ни было бесят, раздражают другие люди ‒ значит, у нас есть идея, убеждение о том, «как нужно», «как правильно». Тогда все, кто имеет наглость не соответствовать нашим убеждениям о правильности, становятся нашими «врагами», над которыми нужно иронизировать, их переделывать, а в крайнем случае и уничтожить. Нам невдомек, что причина нашей «воинственности» в собственной низкой самооценке, неприятии себя и страхе, что какое бы то ни было Другое угрожает нашему «Я». Самый простой способ сохранить или повысить собственную самооценку ‒ принизить других, не таких, как ты (не таких по любому признаку)».

Терпимость, толерантность к себе и другим ‒ одна из сторон внутренней свободы, признак психологической зрелости, объясняет психолог. Свободный взрослый человек с адекватными личностными границами принимает себя и мир такими, какие они есть, и позволяет другим быть собой, а не соответствовать его ожиданиям о красивом или правильном.

Именитому петербургскому модельеру Татьяне Парфеновой тоже близка идея толерантности: «Мне кажется, сиюминутное раздражение по поводу того, как выглядят другие, связано с плохим настроением. Вообще, желчность, как известно, признак плохого пищеварения! Я живу в Петербурге, и меня «реальность Родины» очень радует. Я вижу много красиво одетых людей и часто замечаю «отклонения» от воображаемых стандартов. Они меня радуют и вдохновляют. Зло критиковать людей, которые одеты «не так», ‒ неправильно. Нужно проявлять терпение и толерантность к многообразию вкусов. На мой взгляд, не должно быть негатива к нестандартным проявлениям личности. Не существует старомодности, чрезмерности».

Насколько мы далеки от толерантности, ярко демонстрирует фоторабота студентки из Ванкувера Рози Лейк (Rosea Lake) ‒ девушка разместила ее в своем блоге около года назад и получила массу откликов.

alt

Фото она назвала Judgements, что можно перевести как «Суждения и осуждение». Расчертив ногу своей подруги, она попыталась понять границы общественного мнения о женщине, напрямую связанные с длиной ее юбки. Где граница между дерзкой и провоцирующей и сколько сантиметров отделяют правильную от старомодной? Это фото отлично иллюстрирует смехотворность нашего восприятия. Какую бы длину ни выбрала женщина, ее все равно осудят. Длинная? «Одевается как старуха». Короткая? «Ведет себя как проститутка».

«Здесь есть что делать социологу, ‒ комментирует фотодекан факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Михаил Лурье. ‒ Если систематизировать по содержанию все комментарии к этой картинке и учесть такие социальные показатели их авторов, как пол, возраст, род деятельности и страна проживания, могли бы получиться занятные результаты. В целом столь широкий отклик на реплику, общий смысл которой ‒ как ни оденься, злые языки найдут, какой обидный ярлык на тебя повесить, ‒ позволяет с недоумением обнаружить, насколько среди широких масс во всем мире до сих пор популярен феминистский в основе своей и весьма древний дискурс о жестокой власти культурных стереотипов по отношению к женщине и ее внешнему виду. Дизайнерам одежды, если они еще этого не сделали, стоило бы быстро подсуетиться и спроектировать колготки с этой «шкалой суждений» – они явно имели бы коммерческий успех».

Многие не догадываются, что в природе не существует унифицированного или общепринятого костюмного кода. Другими словами, мы трактуем один и тот же внешний вид в силу своего кругозора. «Одежда и наш внешний вид ‒ код, которым мы пользуемся, чтобы сообщить остальному человечеству, кем мы являемся, ‒ говорит редактор моды интернет-магазина topbrands.ru Федор Ильичев. ‒ Представьте ситуацию: вы – девушка и только что купили дорогое платье от авангардного дизайнера. Вы идете по улице и кажетесь себе продолжением дизайнерского эксперимента, платье вдохновляет вас чувствовать себя более важной в этом мире, успешной, компетентной и, конечно, красивой. Вечером на встрече с друзьями вы получаете комплименты, все удивляются необычному крою, современным материалам. Теперь посмотрим на ситуацию глазами прохожих: некоторым из них ваше платье кажется смешным, некоторые думают, что оно портит вашу фигуру, а у кого-то даже может вызвать чувство раздражения его нестандартный вид. То есть код, который вы зашифровали в вашем наряде и которым так гордитесь, будет прочитан только в вашей социальной группе».

Отныне в погоне за внутренней гармонией мне будет интересно «препарировать» свое раздражение, мысленно менять в нем субъект и смотреть, что получится. То есть самостоятельно проделывать фокус, который проделал со мной Владимир Владимирович Познер. Ведь так приятно саму себя поймать на мысли: «Думал, гопник, а оказался профессор», «Думал, бродяга, а оказался известный кинорежиссер».