Сегодня я принимала услугу от начальства, покраснела и сбилась с толку. У меня слетела программа, и я не смогла принять и сделать то, что было нужно. Как быть?
Анастасия, 33 года
Анастасия, принимать услугу от кого-либо, тем более от человека, который выше по должности, не всегда просто. Это может вызывать разные чувства: растерянность, смущение, чувство неловкости и даже страх.
Испытываемые чувства отражаются на физическом состоянии: краснеет лицо, потеют ладони, дрожит голос. Человек теряет нить разговора, мысли путаются, все валится из рук. Скорее всего, такая реакция связана с неуверенностью в себе и сниженной самооценкой. Как будто бы вы не ожидали, что начальство может оказать вам услугу.
Начать работу над уверенностью нужно с принятия своих эмоций. Позвольте себе краснеть, потому что это нормально. Любой человек в непредвиденной ситуации может растеряться или смутиться. Важно не отказываться от этих чувств, а обозначить их для себя: я смущена или я растеряна, меня застали врасплох, не знаю, как реагировать, мне страшно.
Не стоит также пытаться скрыть свои чувства от других. Их все равно заметят. Скорее всего, окружающие отнесутся к ним благосклонно: искренние чувства всегда подкупают. Вы можете честно сказать, что чувствуете смущение. Начальство, скорее всего, воспримет это как знак уважения и благодарности, а не как что-то негативное.
Выражайте свои эмоции словами: если чувствуете, что краснеете, сосредоточьтесь на словах благодарности. Можно сказать что-то очень простое: «Спасибо! это важно для меня». Слова переключат внимание с вашего смущения и создадут позитивный настрой.
Старайтесь реалистично оценивать ситуацию, то есть исходя из очевидных причинно-следственных связей: начальство оказывает мне услугу, потому что ценит меня как сотрудника. Это знак доверия и поддержки, а не повод для смущения. Не развивайте необоснованные фантазии, они-то и приводят к смущению. Попробуйте воспринимать эту ситуацию как часть профессиональных отношений, где взаимопомощь — это норма. Сосредоточьтесь на сути события, переключите внимание с себя на то, что происходит. Думайте о том, как можно ответить, а не о том, как вы выглядите.
Тренируйте уверенность в себе: напоминайте себе о своих профессиональных качествах и достижениях. Если какая-то ситуация в общении кажется вам сложной, старайтесь в ней практиковаться. Например, попробуйте выражать свои эмоции, в том числе и благодарность, сначала с близкими, потом с друзьями и коллегами по работе. Уверенность повышается, когда вы видите, что у вас получается.
Обратите внимание на язык тела: иногда смущение усиливается из-за закрытой позы или опущенного взгляда. Попробуйте смотреть в глаза, улыбайтесь, помогите себе жестикуляцией.
И помните о равенстве всех людей: «начальство» — это такие же люди, как и все остальные. С этой позиции нет ничего удивительного в том, что одному человеку захотелось оказать услугу другому, и наоборот.