alt

«У меня пропало желание учиться, и я не знаю почему. В предыдущей школе я 7 лет была отличницей, олимпиадницей. Не скажу, что очень любила учиться. Делала это скорее из чувства долга перед матерью, которая много в меня вкладывает и мечтает, чтобы я достигла успеха в жизни. К тому же не хотелось снижать планку, разочаровывать учителей, давать повод злорадствовать завидующим одноклассникам. Потом я поступила в более престижную школу. Мама настраивала меня на то, чтобы я зарекомендовала себя перед учителями. Но в новой школе у меня абсолютно пропало желание налаживать отношения с преподавателями. Я не смогла завоевать авторитет, потому что по какой-то причине совершенно не хотелось заниматься. Это была не лень: я всегда была трудолюбивой и целеустремленной и могла себя заставить делать то, чего совсем не хочется. Пошли двойки, тройки. Учиться в новой школе мне тяжело еще и потому, что в подаваемых знаниях нет системы, а мне она нужна во всем.

Я испытываю отчаяние, часто плачу из-за оценок, мама постоянно пилит меня, ругается, что я «скатилась», с учителями плохие отношения – они считают меня просто тупицей. Я и сама себя ругаю за то, что могла бы больше приложить усилий. Меня мучит это давление и чувство безысходности, когда кажется, что все безнадежно, что я не смогу выправить оценки, меня отчислят, придется идти в менее престижное место. Плюс занятия спортом, посещение курсов до позднего вечера, подготовка к олимпиадам, вечная усталость. Такое чувство, что я постоянно кручусь, что-то делаю, но результата нет, потому что нужно делать еще больше, но уже нет сил и желания.

В последнее время мне не хочется вообще ничего. Меня измучил этот замкнутый круг, из которого я не могу выбраться уже два года. Почему у меня пропало желание чего-то добиваться? Как мне с этим справиться?»

Евгения, 15 лет

Ирина Млодик, психолог, психотерапевт:

«Евгения, ваше положение действительно кажется отчаянным. Главным образом потому, что вы столько усилий вложили в то, чтобы радовать всех значимых взрослых вокруг, но вам самой по-настоящему порадоваться так и не удалось. Когда от нас ждут только результатов и достижений, мы начинаем ощущать себя лишь приложением к своему успеху. Функцией под названием «ученик» или «хорошая дочь». Но ведь быть не живым человеком, а функцией весьма неприятно.

С другой стороны, и ваша мама права. Ведь в амбициях, знаниях, достижениях, в вашей способности достигать успеха нет ничего плохого. Наоборот: ваши способности к усердию, трудолюбию и упорству и дальше помогут вам в жизни.

В вашей прежней школе, где была понятная система и требовалось прежде всего послушание и исполнительность, вы отлично справлялись. А в вашей новой школе, вероятно, нужны иные навыки: не отвечать заученное, а анализировать материал, формировать и выражать свое мнение – а вам, возможно, это сложно. К тому же вы остались без привычной поддержки взрослых. Они не могут понять ваших затруднений и помочь вам, а вместо этого просто выдвигают требования, объявляют вас неспособной, проявляют недовольство. И вам тоже трудно сказать себе честно: я не справляюсь с новым типом образования, с новой планкой, с престижным статусом новой школы. А еще у вас подростковый кризис, в котором часто ухудшается успеваемость, потому что организм работает на пределе: слишком много физиологических и психологических задач ему нужно решать в этот период.

Евгения, подростковый кризис – сложный период. Очевидно, что вам нужна помощь. Попробуйте найти в вашем окружении понимающих взрослых, которые могли бы вам помочь справиться с задачами, что вы сами перед собой ставите. Возможно, они смогут помочь вам выбрать себе планку по силам. Учеба «на последнем издыхании» тоже никому не нужна. Все они, ваши взрослые, хотят вам добра. Просто иногда некоторым из них нужно помочь осознать, что именно для вас является добром».