Пубертат большинство из нас воспринимает как стихийное бедствие, гормональное цунами. Неуправляемость подростков, резкие перепады их настроения, раздражительность и стремление рисковать...
В проявлениях переходного возраста мы видим «болезнь роста», которой должен переболеть каждый ребенок, а родителям в это время лучше куда-нибудь спрятаться и переждать бурю.
Мы предвкушаем момент, когда ребенок начнет жить по-взрослому. Но такое отношение ошибочно, потому что мы смотрим сквозь реального сына или дочь, стоящих перед нами, на выдуманного взрослого из будущего. Подросток чувствует это и сопротивляется.
Бунт в той или иной форме действительно неизбежен в этом возрасте. Среди его физиологических причин — перестройка в префронтальной коре. Это зона мозга, которая координирует работу различных его отделов, а также отвечает за осознавание себя, планирование, самоконтроль. В результате подросток в какие-то моменты не может управлять собой (хочет одно, делает другое, говорит третье)1.
Со временем работа префронтальной коры налаживается, однако скорость этого процесса во многом зависит от того, как подросток сегодня взаимодействует со значимыми взрослыми и каков тип привязанности, которая сложилась у него в детстве2.
Вдумчивый разговор и называние эмоций помогут подростку «включить» префронтальную кору
Подростку с надежным типом привязанности легче исследовать мир и формировать жизненно важные навыки: умение отказываться от устаревшего, способность к эмпатии, к осознанным и позитивным социальным взаимодействиям, к уверенному поведению. Если же потребность в заботе и близости в детстве не была удовлетворена, то у подростка накапливается эмоциональное напряжение, которое обостряет конфликты с родителями.
Лучшее, что может сделать взрослый в такой ситуации, — это общаться с ребенком, учить его жить в настоящем, смотреть на себя из момента «здесь и сейчас» без осуждения. Для этого родителям тоже стоит уметь переносить фокус внимания с будущего на настоящее: оставаться открытыми для обсуждения с подростком любых вопросов, проявлять искренний интерес к тому, что с ним происходит, и не давать оценок.
Можно расспрашивать сына или дочь, предлагая рассказать о том, что они чувствовали, как это отразилось в теле (комок в горле, сжались кулаки, засосало под ложечкой), что они ощущают сейчас, когда говорят о случившемся.
Родителям полезно следить за своими реакциями — сочувствовать, но не возбуждать ни себя, ни подростка выражением сильных эмоций или спорами. Вдумчивый разговор и называние эмоций (восторг, недоумение, тревога...) помогут подростку «включить» префронтальную кору.
Общаясь таким образом, родители вызовут у ребенка доверие, а на нейроуровне быстрее произойдет согласование работы различных отделов мозга, необходимое для сложных когнитивных процессов: творчества, сопереживания, поиска смысла жизни.
1 Подробнее об этом см. Д. Сигел «Растущий мозг» (МИФ, 2016).
2 Дж. Боулби «Создание и разрушение эмоциональных связей» (Канон+, 2014).