alt

Поездка в летний лагерь — это совершенно особый, незаменимый опыт для ребенка. Вдали от родителей дети учатся налаживать социальные контакты и лучше осознавать свои проблемы. Автономное «плавание» в компании незнакомых сверстников помогает им познакомиться с самими собой — понять, способны ли они, например, справиться с психологическим или физическим дискомфортом, умеют ли разрулить неприятную ситуацию, не обращаясь за помощью к старшим?

Причем для получения этого ценного опыта взросления направленность лагеря большой роли не играет. Языковой или спортивный, научный или приключенческий, танцевальный или музыкальный — программы лучших из этих лагерей неизменно насыщены до предела — конкурсы, ролевые игры, клубы по интересам, ночные квесты и турпоходы. В принципе, любая выездная программа, разработанная талантливыми педагогами, развивает у детей такие полезные навыки, как самостоятельность и общительность, ответственность, умение работать в команде и готовность стать лидером. (То, что в лагере работает команда профессионалов и безопасность детей обеспечена, в данном случае оставим за скобками как само собой разумеющееся.)

Но сегодня мы хотим обратить внимание на лагеря, готовые не просто организовать для детей интересный отдых и насыщенную развивающую программу, но и оказать им серьезную психологическую поддержку. Их создатели, профессиональные психологи, берутся решать куда более сложные и ответственные задачи

Такие лагеря для детей и подростков устраивает, например, психологический центр «Здесь и теперь» (к сожалению, этим летом программа закрыта); работают семейный психологический палаточный лагерь «Изумрудный город» Института интегративной семейной терапии, детский интеллект-лагерь «Огни Москвы». Выездные программы для подростков организует также Центр поддержки растущего поколения «Перекресток». Мы поговорили с одним из сотрудников центра, психологом Ильей Хломовым.

Psychologies: Что отличает «психологический» лагерь от обычного оздоровительного лагеря? Какова его программа?

Илья Хломов: Одна из наших основных идей заключается в том, что в современном мире очень много границ, ярлыков, рамок, и подростку, прежде чем соглашаться с ярлыками, навешенными на него кем-то другим, нужно сначала определиться самому. Понять: а какой я в реальности? То есть, прежде чем стать занудой, хулиганом, тем-из-кого-ничего-не-выйдет, подростку хорошо бы попробовать быть и таким, и другим — разным. И увидеть: а как на него, такого разного, реагирует мир? И какое «Я» лучше ему подходит, больше нравится? Поэтому все наши программы включают ситуации, предполагающие выбор. Все ребята у нас живут в палатках, готовят еду сами. Начинаем с простого — какую еду ты будешь готовить себе на обед? Занятия в какой из мастерских предпочитаешь? Какую стратегию выберешь в экономической игре? Мы не призываем подростка: «сделай правильный выбор!» Это «возраст тысячи выборов», пусть пробует! Кстати, в одной из наших программ каждый ребенок получает квест, написанный специально для него. Он должен попробовать выполнить какое-то необычное для себя задание, например «дурачиться и придумывать шалости». Хорошая возможность сделать то, что тебе, казалось бы, несвойственно, и посмотреть на себя со стороны.

alt

Но чтобы предлагать такие задания, вожатые должны хорошо узнать своих подопечных.

И. Х.: Да, в этом отличие наших программ от обычного лагеря: мы очень внимательны к детям. Перед тем как ребенок первый раз едет в лагерь, мы проводим собеседование с ним и с родителями. Мы стараемся понять, какова его семейная ситуация, узнать особенности его характера и поведения. Выясняем, в каких обстоятельствах подросток начинает конфликтовать и как реагирует на критику, что он сам и его родители ждут от жизни в лагере. Таким образом, в нашей команде появляется не просто ребенок, но ребенок со своей историей, что помогает вожатому правильно реагировать на разные его проявления. Учитывая личностные особенности подростков, мы формируем разновозрастные отряды — это дело очень кропотливое и ответственное. Мы предполагаем для каждого ребенка в отряде одного-двух будущих друзей: людей, которые чем-то на него похожи или могут быть интересны или могут быть полезны тем, что обладают качествами, которых ему недостает, и он может у них поучиться. Так что довольно скоро мы можем оценить ту или иную ситуацию: для кого-то спеть песню — это озорство, а для кого-то подвиг.

Ваши программы продуманы отдельно для старших и младших подростков. В чем их отличие?

И. Х.: Главный акцент в работе с подростками 10–12 лет — на развитие самостоятельности. Каждый участник придумывает или выбирает навык, которому ему хотелось бы научиться, и в течение лагеря его осваивает. Кроме того, нам важно, чтобы младший подросток начал замечать других и соотносить себя с ними. Чтобы ребята могли слушать не только себя или взрослого, но и других детей. Чтобы они учились работать в команде и имели возможность выплеснуть свою агрессию без вреда для ближнего. Для этого мы организуем ролевые игры с большим количеством боевых действий, специальное пространство для дуэлей. Еще один момент, принципиальный в работе с младшими подростками, — это правила. У нас в лагере не так уж много жестких ограничений, но мы настаиваем на их соблюдении. И когда ребята видят, что правила действительно работают, они учатся удерживать себя в рамках.

А вот в работе со старшими подростками (13–17 лет) мы обращаем внимание на их способность рассуждать и занимать определенную позицию по отношению к той или иной ситуации. Мы ставим острые вопросы и приглашаем ребят к обсуждению. Можно ли унижать кого-то, если он не похож на тебя? Можно ли играть в азартные игры, например во время обеденного дежурства? Ребята рассуждают, делают выводы и учатся прислушиваться к мнению других. И ситуация меняется.

Кроме того, мы активно поддерживаем идеи мероприятий, которые интересны самим ребятам, и помогаем эти идеи реализовать. Но не делаем за них, это тоже очень важно. Старшие подростки придумывают крутейшие проекты: музыкальную группу, ролевые игры, независимую газету и многое другое.

Кстати, во время работы лагеря психологи, которых в нашей команде большинство, обязательно дают ребенку обратную связь, рассказывают, каким его видят со стороны. А после завершения смены мы всегда разговариваем с родителями, можем посоветовать им удачные стратегии для взаимодействия с ребенком.

alt

Можно ли говорить о том, что подобная поездка — своего рода краткосрочная терапия? Приезжают ли к вам «проблемные» дети? И какого рода проблемы здесь удается разрешить?

И. Х.: Мы делаем выездные программы абсолютно для всех подростков. Мы берем в лагерь несколько ребят с какими-то особенностями, в этом смысле это проект интегративный. Но «трудных» подростков в привычном смысле слова сегодня становится меньше — активных хулиганов все больше вытесняют «гаджетоманы» и ребята с трудностями в общении. Мы создаем для них психологически комфортную среду, насыщаем ее самыми разными возможностями — у каждого есть шанс проявить себя, высказаться, пробовать, ошибаться. Кому-то из детей лагерь может оказать настоящую терапевтическую поддержку, кому-то нет, однозначно нельзя сказать. Но в любом случае подростки у нас становятся более самостоятельными и чувствуют, что взрослые искренне принимают их такими, какие они есть, общаются с ними уважительно и на равных. Мне кажется, что опыт таких свободных и доверительных отношений станет для них опорой на многие годы.

Полезные ссылки:

  • Центр поддержки растущего поколения «Перекресток» perekrestok.info
  • Семейный лагерь «Изумрудный город» Института интегративной семейной терапии familyland.ru/nonspecialists/intensivecamp
  • Интеллект-лагерь «Огни Москвы» ognimoscow.ru