Введите слово «воспитание» в строку поиска любого крупного книжного магазина. Первыми появятся книги Юлии Гиппенрейтер, Адель Фабер и Элейн Мазлиш, Людмилы Петрановской, Андрея Максимова, Катерины Мурашовой, Томаса Гордона. И тенденция обозначится сама собой: все они, каждый по-своему, предлагают новые модели родительства.
Конечно, многие по-прежнему действуют привычным способом: отдают ребенка сначала в детский сад, потом в школу, а его личностью занимаются в свободное время по остаточному принципу. Главное — накормить, помочь с уроками, уложить спать. К счастью, все больше матерей и отцов хотят овладеть своим родительским ремеслом в совершенстве и для этого ищут собственный путь.
Общее направление уже очевидно: мы переходим от традиционных авторитарных методов воспитания к более уважительным, свободным, равноправным отношениям с детьми. Собственно, даже слово «воспитание» теперь употребляется реже: мы не принуждаем ребенка, а помогаем ему расти.
Что характерно для новых методов?
Оптимизм: они предлагают укреплять у ребенка энтузиазм, веру в себя, самостоятельность.
Прагматизм: они решают ежедневные задачи — как помочь ему преодолеть злость или страх, вернуть желание делать уроки.
Научный подход: советы по воспитанию опираются не только на опыт и размышления, но и на лонгитюдные исследования и новейшие открытия в области нейронаук. Так, например, исследования доказали, что недостаток сочувствия и постоянные унижения влияют на работу мозга ребенка, на его обучаемость и отношения с окружающими.
Чем новые методы лучше прежних?
«Нормы в воспитании, определяющие, каким быть хорошему родителю, за прошедший век существенно эволюционировали, — отмечает социолог Клод Мартен. — Мы далеко ушли от авторитарной фигуры отца семейства, чьей главной задачей было передать по наследству родовые ценности и традиции».
Сегодня образцовыми считаются родители, которые убеждают ребенка, не прибегая к насилию, помогают ему, не делая за него то, что он может сам, позволяют ему реализовать свой потенциал, не навязывая собственных вкусов. Но родители, как всегда, хотят конкретных ответов на свои вопросы. Что же конкретно предлагает им позитивное воспитание?
Научить самоуважению
Воспитание «по старинке» уделяло основное внимание плохому поведению: ребенок узнавал, что такое хорошо и что такое плохо, когда поступал неправильно. Мы все можем живо представить себе рассерженную фигуру, которая кричит, а то и замахивается, на «несносного» ребенка. По существу, этот подход заключается в том, чтобы выбить плохое поведение детей «клином» собственного плохого поведения.
Позитивное родительство предлагает поступать прямо противоположным образом. Как и позитивная психология в целом, оно основано на убеждении: мы развиваемся только тогда, когда делаем то, что нам нравится и что у нас хорошо получается. Поэтому, чтобы вырастить счастливого воспитанного ребенка, нужны счастливые и «хорошо себя ведущие» родители. Ведь мы можем дать только то, что у нас есть, и, стало быть, ребенок воспроизведет то, как мы ведем себя по отношению к нему. Этот сдвиг, который происходит на наших глазах, можно описать и иначе.
Детям нужна не столько похвала, от которой они быстро становятся зависимыми, сколько знание своих прав, их соблюдение
«Привычная родительская стратегия нацелена на то, чтобы контролировать детей. Методика позитивного воспитания — на то, чтобы обучить детей контролировать самих себя», — говорит психолог Барбара Харви. Это совсем не то же самое, что «пряник», противопоставленный «кнуту»: и то и другое — внешние средства воздействия, тогда как новый подход предлагает дать ребенку внутреннюю опору и самостоятельность.
«Уважайте себя и своих детей, — настаивает психолог Ирина Млодик. — Детям нужна не столько похвала, от которой они быстро становятся зависимыми, сколько знание своих прав, их соблюдение, а также уважительное отношение к чувствам и потребностям всех членов семьи. В этом случае они будут считать уважение естественной частью любых отношений. Ощущение собственного достоинства станет для них опорой в жизни».
Помочь им найти свое место
К сожалению, школа не всегда поддерживает родителей в их желании воспитывать у детей самоуважение. Скорее, она сегодня «ужесточает меры контроля в стремлении сохранить порядок и власть, — констатирует психолог Наталья Евсикова. — От ребенка требуется все больше самостоятельности, но пространство для ее проявления сокращается. Тех, кто имеет выраженные индивидуальные отличия, выталкивают на периферию».
Тогда смогут ли наши дети, которых мы вырастим яркими личностями, найти свое место в обществе?
Счастливые и успешные люди вырастают из увлеченных детей, которые знают, что приносит им удовольствие
Распространенные в обществе стереотипы сбивают с толку взрослых, заставляя их путать счастье и успешность: эти понятия у нас привычно идут в одной связке.
«Что толку от их образованности, широких интересов, профессиональных успехов, — пишет о поколении своих родителей 42-летняя Полина Санаева, блогер и журналист, — если они не были счастливы и не сумели сделать счастливыми нас?» И делает вывод, что именно счастью хочет научиться сама и научить своих детей.
«Они хотят, чтобы у ребенка была блестящая жизнь, — описывает сегодняшних родителей Клод Мартен, — и в то же время боятся, что те окажутся несчастны, если не будут идти за своими желаниями». В позитивном воспитании привлекает то, что оно стремится примирить два пути, которые мы считали взаимоисключающими: путь дисциплины и путь самореализации.
«Решите, чего вы хотите»
Ирина Млодик, психолог
Насколько вы будете определять судьбу ребенка? Будете ли вы исходить из своих ценностей и приоритетов? Или вы готовы к тому, чтобы судьбу подрастающий ребенок выбирал себе сам? Если вам хочется, чтобы он стал руководителем, разрешайте ему принимать посильные для его возраста решения, поручайте проекты и домашние дела.
Если быть творческим значит для него быть собой и получить ваше одобрение, пусть он выделяется оригинальностью. При этом позаботьтесь, чтобы хотя бы немного приспособить его к требованиям социума.
Если вы хотите, чтобы ребенок скорее стал взрослым, показывайте ему, что это значит — быть взрослым. Рассказывайте о том, как проходит ваш день, чем вы занимаетесь, как вы этому научились. Когда и почему вы теряли веру в себя и как ее потом снова обрели. Какие значимые люди встречались на вашем пути, как они помогали вам советом, поддержкой, участием. Обсуждайте с ним его сложности, спрашивая, что он думает и чувствует, и не торопитесь сразу давать советы.
Счастливые и успешные люди вырастают из увлеченных детей, которые знают, что приносит им удовольствие, и с детства занимаются любимыми делами. Им нужно помочь лучше узнать, какие они, и приучить стоять на своем, когда нельзя уступать. Это возможно, если рядом с детьми взрослые родители, способные отделять свое прошлое от настоящего их детей, справляться с собственными тревогами, быть для ребенка опорой и примером.
Об эксперте
Ирина Млодик – экзистенциальный и детский психотерапевт, автор программ для работы с детьми и книг, среди которых «Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему» (Генезис, 2013).