Несколько лет назад я упала с лестницы в офисе. Результат — перелом лодыжки, сильные ушибы на лице и синяк под глазом. Когда меня отпустили из больницы домой и я с трудом вползла в квартиру, мои дочери оторопели. Их лица выражали смесь страха и растерянности.
Увидев, как они испуганы, я постаралась успокоить их, заверив, что со мной все нормально, что я просто упала с лестницы и все будет хорошо. Я добралась до дивана, провожаемая их испуганными взглядами. Наверное, я сразу провалилась в сон, а когда проснулась, то обнаружила, что мой подбитый глаз заклеен, на столике стоит чашка чая и лежит кусок моего любимого пирога, а дочки сидят рядом.
У детей врожденная способность к сочувствию. Они от природы умеют сопереживать чужой боли и грусти — идет ли речь о других детях или домашних животных. По мере того как ребенок растет и развивается, начинается своеобразная внутренняя борьба — эмпатия «конкурирует» с детским эгоизмом и неразвитым самоконтролем.
Мы, взрослые, должны подавать им пример, ведь дети в основном учатся через подражание родителям
Дети способны научиться быть терпеливыми и думать о других, если родители будут способствовать развитию у них этих качеств. Большинству из нас доводилось быть свидетелями истерик, которые закатывают дети, когда они устали, проголодались, испытывают дискомфорт или когда им не дают того, что хочется, и не разрешают заниматься тем, чем хочется. Со временем они учатся лучше переносить такую неудовлетворенность.
Очень важно учить детей быть терпимыми и сочувствовать другим. Мы, взрослые, должны подавать им пример, ведь дети в основном учатся через подражание родителям и другим близким. Мы учимся сочувствию всю жизнь, и родителям стоит как можно раньше начать говорить об этом с ребенком. В этих разговорах важно не избегать «трудных» вопросов и открыто обсуждать индивидуальные различия.
Дети очень любопытны и часто задают такие вопросы о людях, вещах, о мире, что взрослые удивляются: почему ребенок вообще об этом подумал? То, как дети выражают свои эмоции, реагируют на конфликтные ситуации и на чужие переживания, во многом зависит от их темперамента.
Как воспитывать в детях способность к сочувствию
1. Поощряйте в них любопытство и страсть к исследованию мира.
2. Учите их заботиться о других и о себе.
3. Не культивируйте в них эгоизм и избалованность, не поощряйте грубость.
4. Своим примером показывайте, как проявлять чуткость, заботу, сопереживание.
5. Откажитесь от двойных стандартов: не относитесь к каким-то группам людей иначе, чем к остальным.
6. Научите правильно относиться к ошибкам: объясните, что ошибки неизбежны, их надо признать, принять на себя ответственность и извиниться. Если ошибку совершаете вы, покажите правильную реакцию своим примером.
7. Следите, чтобы они соблюдали правила. Четко установленные неизменные ограничения помогают детям понять, как их поведение и проступки влияют на других.
8. Обращайте внимание на ситуации, когда дети проявляют доброту и сочувствие, хвалите их. Например: «Мне понравилось, что ты помог другу обработать ранку, когда он упал».
9. Поощряйте в детях желание помогать другим.
10. Отучайте их навешивать на других ярлыки и плохо отзываться о людях.
11. Не оставляйте неподобающее поведение безнаказанным.
По мере взросления дети начнут лучше понимать важность и ценность сострадания, особенно если будут участвовать в благотворительной или волонтерской деятельности. Сострадание помогает развивать и другие важные личностные качества, которые пригодятся ребенку, когда он вырастет, и вдобавок помогут ему относиться к другим более терпимо.
Об авторе: Тарра Бейтс-Дюфорт — психотерапевт, специализируется на решении семейных проблем и работе с психологическими травмами.