alt

«Моему сыну 6 лет, он всегда был довольно робким и застенчивым, но в последнее время что-то совсем пал духом, все время повторяет, что он «тупица» и «ничтожество» и за что бы ни взялся, ничего у него не получается. Что я делаю не так и как помочь сыну снова поверить в себя?» Мария, 29 лет

Пьер Дуйе ( Pierre Douillet), заведующий отделением педиатрии клиники Фонтенбло (Сен-ан-Марн, Франция):

«Никогда не оставляйте без внимания такие жалобы: если ребенок чувствует себя «ничтожеством», значит, он страдает от неуверенности в себе, от заниженной самооценки, которая всегда причиняет боль.

Возможно, бестактный учитель или кто-то из значимых взрослых родственников сделал ему грубое замечание: «Ну ты и тупица!» или «Твоя сестра с первого раза все схватывает, а ты..» Впрочем, он и сам мог прийти к заключению о своей неспособности справиться с какой-то неудачей.

Современные родители, недолго думая, усаживают трехлетнего ребенка за мультфильмы, рассчитанные на возраст 4–5 лет, предлагают дошкольнику собрать сложный пазл, слишком рано начинают обучать его чтению или, спустя несколько лет, сольфеджио. Дети, перегруженные задачами, поставленными перед ними родителями, могут решить, что не справляются. Бессознательно ощущая родительский страх, что им не добиться в жизни важных высот, они начинают говорить о своем ничтожестве.

Если дело обстоит так, надо как можно скорее ослабить давление на малыша. Предложить простые задачи, чтобы к нему вернулось чувство уверенности в себе и самоуважение. Разумные усилия, соотносимые с возможностями ребенка, будут вознаграждены успехом.

Впрочем, будьте внимательны: такие слова со стороны детей могут представлять собой манипуляцию. Называя себя «ничтожеством», ребенок может пытаться привлечь к себе ваше внимание, вызвать сочувствие. Занимая «приниженную позицию», он вынуждает окружающих взрослых идти у него на поводу и исполнять его нужды и прихоти. Это вполне свойственно человеческой природе, но едва ли кто-то из нас желал бы, чтобы наш ребенок в отношениях с другими людьми выступал в роли беспомощного.

Конечно же, нужно его успокоить, разубедить, но важно и тут не переусердствовать. Например, если у него трудности с математикой, надо помочь понять, в чем проблема, но не подсказывать решение и тем более не решать за него.

Есть, наконец, и самые сложные случаи: когда родители сами чувствуют себя «ничтожествами», не сумевшими преодолеть какие-то трудности и пережить свои неудачи, и они бессознательно дают детям установку, содержащую двойной смысл: «Попробуй, но я очень удивлюсь, если ты добьешься цели». Такой родитель внутренне не может допустить, что его ребенок однажды превзойдет его, и, страдая от этого страха, неявным образом запрещает сыну или дочери развивать свои способности. В этих случаях необходима консультация семейного психотерапевта или же родитель должен провести с собой самостоятельную работу».