Как проявляется
Сексуализированное насилие может проявляться по-разному. В подобных действиях ребенок может выполнять пассивную и активную роль и при этом переживать противоречивые чувства: страх и удовольствие, стыд и желание. Парадокс в том, что если насильник выстроил с жертвой доверительные отношения, та может даже испытывать удовольствие.
Кроме того, ребенок с разбуженной сексуальностью может сам провоцировать и поощрять взрослого к эротическим контактам. Но за любые действия сексуального характера в отношении несовершеннолетнего предусмотрена уголовная ответственность. Поведение ответственного и любящего человека должно быть направлено в первую очередь на защиту ребенка.
Как распознать
Часто мать не верит или не хочет верить ребенку, когда он пытается рассказать о случившемся. Конечно, сложно допустить и поверить в то, что в семье может твориться такое, проще списать все на детские фантазии.
Узнать о случае насилия или развратных действиях в отношении несовершеннолетнего со стороны членов семьи, знакомых или посторонних можно по его внешнему виду, поведению, разговорам.
Ссадины и синяки на лице или теле, если ребенок не склонен к дракам и активным играм. Стоит насторожиться, если он не вдается в подробности получения травмы или рассказывает неправдоподобную историю.
Замкнутость, плохое настроение, подавленность, тревожность, страх, нежелание оставаться наедине с обидчиком.
Признание в форме случая, произошедшего с кем-то другим. Обратите внимание на эмоциональное состояние ребенка во время рассказа, почувствуйте, что в действительности он хочет этим сказать: просто поделиться шокирующим фактом или просигналить о случившемся лично с ним.
Как построить разговор
Если у вас есть основания подозревать насилие в отношении сына или дочери, но вы не чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, чтобы говорить на эту тему, лучше обратиться к профессиональному психологу.
Если же вы все-таки решились на откровенный диалог, подумайте не только о том, что будете говорить, но и как. Поза, мимика, жесты, интонация, тембр голоса, смысловые паузы — все это ребенок считывает как сигнал: на чьей вы стороне? заслуживаете ли вы доверия?
1. Игра
Начало и сценарий разговора зависят от возраста ребенка, семейных традиций и степени доверия, которая существует между вами. С дошкольником можно поиграть в игры с куклами, наделяя их ролями ребенка и взрослых членов семьи, среди которых будет человек, которого вы подозреваете. Такое игровое взаимодействие позволяет «проиграть» негативные действия взрослого, если они имели место.
2. Рисунок
Можно предложить нарисовать семью и затем, обсуждая получившееся, коснуться взаимоотношений с человеком, который по вашим предположениям мог допускать развратные действия в отношении ребенка.
3. Разговор
Прямые вопросы, требующие однозначного ответа, скорее всего, смутят ребенка и заставят замкнуться. Тем более что ваши предположения могут и не подтвердиться. Важно, чтобы разговор не напоминал ситуацию дознания в суде. Проявите искреннюю заинтересованность в жизни ребенка в целом — побеседуйте о том, что его радует, огорчает, страшит, удивляет, тревожит.
Для открытого разговора с ребенком школьного возраста должна быть располагающая атмосфера
Если в семье существует опыт доверительных бесед на другие темы, то и начать разговор на такую деликатную тему, как предполагаемое насилие, следует с привычных фраз: «Давай пошепчемся», «Ты мне хочешь что-то рассказать?» Но это возможно, если ребенок с ранних лет знает, что он может рассказать обо всем, а вы, взрослый и любящий человек, всегда готовы выслушать и помочь найти выход из любой ситуации.
Если таких доверительных отношений с сыном или дочерью не сложилось, попробуйте начать разговор с якобы услышанной или прочитанной истории о неправильном поведении взрослого по отношению к ребенку. Выскажите негативное отношение к действиям насильника и понимание чувств и мотивов поведения жертвы. Дайте понять, что вы всегда окажете поддержку и защиту.
Какие могут быть последствия
Однократное, а тем более повторяющееся насилие со стороны члена семьи, который вынуждает ребенка замалчивать эти действия угрозами или уговорами, наносит сильную эмоциональную травму. Эти обиды оставляют ощущение вины, грязи, бессилия и предательства. Большинство детей, переживших насилие, замыкаются в себе и не идут на близкие и доверительные отношения с другими людьми.
Тяжесть последствий насилия зависит от восприятия и возраста ребенка. Ребенок дошкольного возраста, который испытал сексуальные ласки от кого-то из любящих родственников, может и не проявлять признаков психологической травмы. Иногда симптомы могут появиться намного позже, когда он начнет понимать, что с ним совершили.
Депрессия
Дети, которые осознают весь ужас, неправильность и противозаконность насильственных действий, но не могут им противостоять, часто страдают от страхов и ночных кошмаров, депрессивных состояний и самобичевания.
Агрессия
Нередко они пытаются избавиться от чувства собственной беспомощности и обрести уверенность в себе через насилие по отношению к другим. Чаще такое происходит с юношами, которые, остро переживая позор и испытывая вину, пытаются доказать мужественность, унижая и проявляя насилие.
Попытки самоубийства
Иногда дети и подростки, сталкивающиеся с насилием со стороны отчима или другого члена семьи при молчаливом потворстве матери, убегают из дома или пытаются покончить жизнь самоубийством.
Как проработать
Однако многие из тех, кто пережил в детстве сексуализированное насилие, в состоянии «закрыть» эту страницу биографии. Им помогает своевременное выявление травмы и помощь, оказанная грамотным психологом. Но самое главное — рядом с ребенком должен быть близкий человек, которому он доверяет. Только так к нему вернется чувство ценности собственной личности.
Молчать нельзя признаться
В зависимости от обстоятельств дети могут молчать или признаться взрослым, что стали жертвой насилия. От чего это зависит?
Ребенок молчит, когда:
чувствует себя ответственным за произошедшее;
опасается, что ему не поверят;
верит в угрозы того, кто совершил насилие;
не хочет огорчать взрослых;
приучен не говорить о «плохом»;
боится доставить неприятности.
Ребенок говорит, когда:
осознает невыносимость продолжения насилия;
страдает от физического вреда;
хочет защитить другого ребенка;
последствия насилия могут стать очевидными (например, беременность);
знает, как предотвращать насилие;
доверяет тому, от кого ожидает защиты.
Психолог, педагог, кандидат педагогических наук, автор работ по вопросам полового воспитания