Качественные развивающие фильмы способны научить ребенка многому. Одни рассказывают о том, как устроен мир, об окружающих предметах, явлениях культуры и живой природе. Другие помогают освоить навыки чтения и счета, знакомят с иностранными языками. Лучший пример такого кино — сборник развивающих фильмов Baby Einstein, адресованный малышам от 3 месяцев до 4 лет. В них простые и красочные изображения предметов или животных сочетаются с легкой классической музыкой. Другая хорошо продуманная обучающая программа для детей от 2 до 4 лет — отечественный мультсериал «Алфавит», каждая серия которого посвящена какой-то одной букве. Ребенок видит предметы, начинающиеся на эту букву, прикасается к ним, они оживают и начинают двигаться.
Конечно, дети должны смотреть только качественные видеопрограммы, соответствующие их возрасту и сделанные профессионально. Но производители программ, к сожалению, не всегда известны широкой аудитории. И уж тем более редко влияние этих фильмов оценивают педагоги и психологи, так, как это было с международной образовательной программой «Улица Сезам». За долгие годы ее существования (только в России она выходила с 1996 по 2007 год) было проведено более 1000 исследований, которые показали, что «Улица Сезам» помогает дошкольникам достичь более высоких результатов в образовании по сравнении с детьми, не смотревшими это шоу1.
Доверять себе
Итак, чем же руководствоваться родителям при выборе развивающих фильмов для детей? Прежде всего, рекомендациями друзей и собственным вкусом. Имеет значение и продолжительность мультфильма: детям до 6 лет желательно смотреть на экран не более 40 минут, детям старше 7 лет — до полутора часов в день с перерывами. Но в то же время ребенку гораздо лучше посмотреть вместе с родителями хороший фильм для взрослых (конечно, если в нем нет секса и насилия), чем один из штампованных мультсериалов (хотя они и создаются специально для детей). Но самое главное, какими бы замечательными ни были развивающие фильмы или мультфильмы, заставляющие думать, пользы от них мало, если дети смотрят на экран в одиночестве. Старайтесь не оставлять ребенка до 7 лет один на один с телевизором. Внимательно наблюдайте за его реакцией, поясняйте и комментируйте то, что происходит на экране. Слушая нас, дети учатся выражать свои чувства. Это способствует пониманию увиденного и укрепляет доверие между родителями и детьми.
1 M.-L. Mares, Z. Pan «Pan effects of Sesame Street: A meta-analysis of children’s learning in 15 countries», Journal of Applied Developmental Psychology, 2013, vol. 34.