Американские психологи Кайла Хаймовиц (Kyla Haimovitz) и Кэрол Двек (Carol Dweck)1 провели несколько исследований, в первом из которых участвовали около 70 пар родитель-ребенок. Ученых интересовало, насколько детям передаются представления родителей о неудачах и умственных способностях.
Если родители сильно переживают, узнав о плохой оценке, ребенок считывает подобную реакцию так: «Оказывается, ты глуп от природы, и с этим ничего не поделать»
Оказалось, представления родителей об интеллекте (является ли он врожденным или его можно развивать) детям не передаются, однако важную роль играет отношение родителей к неудачам. Как полагают психологи, если родитель сильно переживает, узнав о плохой оценке, ребенок считывает подобную реакцию так: «Оказывается, ты глуп от природы, и с этим ничего не поделать».
Однако если родители в первую очередь сосредоточены на том, чтобы ребенок учился, развивался и заполнял существующие пробелы в знаниях, они тем самым посылают ему другое сообщение, которое он воспринимает приблизительно так: «Ты сам можешь развивать свой ум, если будешь над этим работать». В первом случае у ребенка появляется ощущение беспомощности, во втором же он получает мотивацию работать над собой и учиться.
Дальнейшие исследования проводилось через интернет, в них приняли участие около 300 добровольцев. Действительно, оказалось, что родители, которых расстраивают неудачи детей, на самом деле беспокоятся, что у ребенка не хватает природных способностей. И недостаточно поддерживают его стремление учиться.
Такие родители не обязательно считают, что все способности заложены природой и их нельзя развивать. Однако именно такой вывод делает ребенок, наблюдая, как мать и отец тяжело переживают любые его неудачи.
Исследователи подчеркивают: самое важное – объяснить ребенку, что в каждой неудаче, если правильно к ней отнестись, можно найти возможности для обучения и развития. Тогда ваши дети не будут бояться совершать ошибки.
1. K. Haimovitz, C. Dweck «What Predicts Childrens Fixed and Growth Intelligence Mind-Sets? Not Their Parents Views of Intelligence but Their Parents Views of Failure», Psychological Science, 2016.