Зигмунд Фрейд
психолог, психиатр
Основное
Годы жизни: 6 мая 1856 г. — 23 сентября 1939 г.
В одной из лекций, которые легли в основу «Введения в психоанализ», Зигмунд Фрейд рассказывает историю о мальчике, который боялся темноты. Лежа ночью в кровати, мальчик кричал в соседнюю комнату: «Тетя, поговори со мной, мне страшно!» Но тетя спросила: «Какой в этом смысл, ты же все равно меня не видишь?» На что мальчик ответил: «Когда кто-то говорит со мной, становится светлее». Эта лекция Фрейда посвящена природе страха, но слова мальчика могут быть прекрасной метафорой для психоанализа и терапии в целом. Разбираясь в себе и в мотивах своих поступков, проговаривая проблемы и страхи со специалистом, мы разгоняем тьму внутри нас и начинаем видеть, что, как и почему происходит в нашей душе.
Проницательность Фрейда и его неоднозначное видение мира и сегодня сильно влияют на наше осмысление жизни. И хотя основатель психоанализа открыл свою практику более ста лет назад, он до сих пор остается самой известной, влиятельной и противоречивой фигурой в сфере психологии. Вряд ли многие задумываются о психоанализе, произнося фразы вроде «Подсознательно я хотел именно этого» или используя шутливое выражение «оговорочка по Фрейду». Но именно Зигмунд Фрейд исследовал бессознательное, именно он сообщил миру, что наши неосознаваемые порывы определяют тот выбор, который мы каждый день совершаем на сознательном уровне.
С идеями и теориями Фрейда многие спорят и сейчас. Но в то время, когда он только начинал практиковать, его идеи часто вызывали отторжение и даже отвращение. Фрейда считали зацикленным на сексуальности человеком, чьи методы работы могут представлять серьезную опасность для пациентов. То, как Фрейд схематизировал сознание человека, стало вызовом общественным условностям. Но его работа смогла кардинальным образом изменить наше представление о себе. Как Фрейд пришел к своему методу, что его мотивировало и вдохновляло? Ответ на этот вопрос, пользуясь методом самого Фрейда, стоит искать в его детстве и юности.
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в небольшом моравском городе Фрайберг в Австро-Венгрии (сейчас - Пршибор, Чехия). В 1859 году его семья переехала в Лейпциг, затем - в Вену, где молодой Фрейд с отличием окончил гимназию. Зигмунд был старшим из восьми детей и, по некоторым свидетельствам, был любимцем матери. Он любил учиться новому и много читал. Родители поощряли и поддерживали его интерес к учебе: младшим детям запрещалось шуметь и заниматься музыкой, когда Зигмунд занимался в своей комнате.
После окончания гимназии он задумался о выборе профессии, но с учетом антисемитских настроений в обществе выбор был не так уж и велик. Путь в политику был, по сути, закрыт. Та же ситуация была и с военным делом. Выбирая между коммерцией, промышленностью, юриспруденцией и медициной, образованный и интеллектуально развитый Зигмунд сделал выбор в пользу последнего варианта. При этом в течение жизни он не раз говорил, что никогда не чувствовал медицинского призвания и даже не считал себя настоящим врачом.
Книги
- «Очерки об истерии»
- «Толкование сновидений»
- «О сновидениях»
- «Психопатология обыденной жизни»
- «Три очерка по теории сексуальности»
- «Остроумие и его отношение к бессознательному»
- «Бред и сны в «Градиве» Йенсена»
- «Леонардо да Винчи»
- «Тотем и табу»
- «Введение в психоанализ»
- «По ту сторону принципа удовольствия»
- «Я и Оно»
- «Будущее одной иллюзии»
- «Недовольство культурой»
- «Моисей и монотеистическая религия»
- «Моисей» Микеланджело
- «Ребенка бьют» - к вопросу о происхождении сексуальных извращений.
- Анализ конечный и бесконечный.
- Анализ фобии пятилетнего мальчика
- Бессознательное
- Болезнь культуры (сборник)
- Введение в психологию
- Влечения и их судьба
- Воспоминание, воспроизведение и переработка
- Вытеснение
- Достоевский и отцеубийство
- Забывание иностранных слов
- Из жизни детской души (Два случая детской лжи)
- Из истории одного детского невроза
- Инфантильное возвращение тотема
- Истерия и страх
- Конечный и бесконечный анализ
- Массовая психология и анализ человеческого «Я»
- Метапсихологическое дополнение к учению о сновидениях
- Мы и смерть
- Навязчивость, паранойя и перверсия
- Неизбежна ли война?
- Некоторые психические следствия анатомического различия полов
- Несколько замечаний по поводу понятия «бессознательное»
- О нарцизме
- О превращении влечений в особенности анальной эротики
- О психоанализе
- Оговорки
- Опасные желания. Что движет человеком?
- Очерк истории психоанализа
- Очерки по психологии сексуальности
- Печаль и меланхолия
- Письма к невесте
- По ту сторону принципа удовольствия
- Положение о двух принципах психической деятельности
- Применение толкования сновидений при психоанализе
- Психология бессознательного
- Психология масс и анализ человеческого Я
- Табу девственности
- Трудность на пути психоанализа
- Фрагмент анализа истерии (История болезни Доры)
- Характер и анальная эротика
- Художник и фантазирование
- Экономическая проблема мазохизма
Венский университет