Я приезжаю в ее дом в Лос-Анджелесе, который она делит с мужем, актером и продюсером Эштоном Катчером, тремя дочерьми, тремя чихуа-хуа, одной дворнягой, няней младшей дочери и поваром, который «вообще-то на полставки». В этом доме огромные окна – здесь никто не боится яркого прямого света. А хозяйка смотрит на меня прямым ясным взглядом... У нее волевое гармоничное лицо с выражением несгибаемой прямоты. Прямые блестящие волосы. Прямая спина. Деми Мур состоит из четких линий, из внятных вертикалей. На вид непонятно, сколько ей лет. Она так прекрасна, что количественные характеристики не имеют значения.
Она прекрасна, но теперь и у нее все прекрасно. Ее беспрестанно радует муж, который к тому же на 15 лет моложе ее... Ее не огорчают дочки, такие же прелестницы. На ней не расплывается косметика. Она живет с блеском – как и требует того слоган косметической компании, чьим лицом она стала. Мур первой из актрис мира настояла на гонораре 12 миллионов. Была замужем за самим Брюсом Уиллисом и гордо разошлась с этим спасителем мира. Отказалась стареть и не постарела.
В последнее время она безнадежно, нестерпимо глянцево-гламурна. И гламур этот как сахарная глазурь... Приторная и липкая преграда гламура отделяет ее от меня, смертной землянки, у которой и седина, и морщинки, и конфликты...
Но я чувствую, если эту преграду преодолеть, то по ту сторону меня встретит интереснейшая личность, которая утверждает: «Многим нравится считать меня сукой, потому что из-за меня они усомнились в себе».
Отважная женщина, которая не побоялась сняться для обложки журнала обнаженной на седьмом месяце беременности.
Уязвленное самолюбие, проявившееся в горькой констатации: «В нашем обществе до сих пор считается, что, раздеваясь для съемки, ты теряешь моральные устои».
Самобытная натура. Гордость без предупреждений. Чувственный разум.
Вот к этой женщине я и стремлюсь.
Psychologies: Кажется, раньше вы были намного конфликтнее. Раздевались в прямом эфире телешоу, демонстрируя, что достаточно худы для роли. Получили прозвище Gimme More («Дайте мне больше». – Прим. ред.) – за свою борьбу за гонорары. Снимались голышом для обложек. И при этом провокативно рисовали на своем теле мужской костюм. Отшивали журналистов... А теперь – глянцевая сладость, будто вы и на самом деле та дива с билбордов, ходячая реклама «продуктов роскоши».
Деми Мур: Не скажите, журналистам от меня и сейчас достается. Недавно один ваш коллега спросил, как мне удается в моем возрасте быть таким «живчиком». И я ответила соответственно. Сказала, что путей достижения счастья много, но единственно верный – узнать себя. И что кроме прочего это помогает стать обладателем миллионного банковского счета и 29-летнего бойфренда.
Так вы узнали себя?
Д. М.: Да, но тут главное – не бояться признаться себе, что для тебя важно, а что нет. Результат такого анализа иногда пугает. Но он выстраивает твою подлинную систему приоритетов. Выводы, к которым я пришла, заставили меня принять экстраординарные решения.
Вы имеете в виду свой отъезд из Голливуда, прекращение карьеры на ее пике, в 34 года?
Д. М.: Да, именно это. Тогда, в 1996-м, я получила несколько ударов наотмашь – от близких людей, от дальних, от коллег, от критиков. Я чувствовала себя непонятой. И не могла объясниться. Знаю, что отношения выясняют, чтобы они стали ясными. Но не знаю как, не владею инструментами... И главное – девочки, дочки. Они жили под фотовспышками. Мои неудачи, наша с Брюсом нервность, раскаленная обстановка вокруг... все это неизбежно бы их деформировало. И мы решили переехать в Айдахо, на ранчо под городком Хейли. Понимаете, я тогда вдруг осознала: у меня были родители, которые не очень-то присутствовали в моей жизни. Нам с братом слишком рано пришлось нести ответственность за себя. И поэтому мне хотелось, чтобы мои дети как можно дольше оставались детьми, росли без... деформаций.
Вы не согласны с распространенным мнением, что тот, у кого в детстве не было полноценной семьи, не может создать свою?
Д. М.: Никогда не верила, что в жизни все так линейно примитивно. Да, у меня были родители-алкоголики. Да, человек, которого я считала своим отцом, на самом деле им не был, а настоящий мой отец ушел из семьи, когда мама меня только ждала. Да, тот, кого я считала отцом, покончил жизнь самоубийством, когда мне было всего 18. Да, все мое детство мы переезжали, иногда жили в трейлере, а вы знаете, у нас в Штатах это знак полного социального падения... Но все это только развило во мне желание иметь собственную семью. И потом, у меня была потрясающая бабушка. Она одна в семье работала, одна подняла четырех дочерей, и это во времена, когда рабочих мест для женщин в Америке было совсем немного! Нет, прошлое не задает будущего. Им просто стараются объяснить настоящее. Собственные склонности человека куда важнее. Например, вот у меня очень сильный материнский инстинкт. Совершенно неосознанно все в своей жизни я соразмеряю с дочками, с их пользой. Все, что бы я ни делала, имеет смысл, только если это приносит пользу моей семье. Она и есть главное. Но семья еще и якорь, то, что не дает тебе сорваться и сгинуть в бурном море. Когда Джоэл Шумахер выставил меня со съемочной площадки «Огней святого Эльма» за алкоголь и кокаин и потребовал, чтобы я прошла курс лечения, он был совершенно прав. Но, будь тогда у меня дети, ничего подобного бы не произошло. Я знаю это про себя теперь.
А то, что вы в детстве страдали косоглазием, перенесли несколько операций на глазах, ходили в повязке, это как-то сказалось на вас нынешней?
Д. М.: Что на мне действительно сказалось, и позитивно, так это бесконечные переезды. Я могу ассимилироваться в любой среде, моментально нахожу общий язык с любым... И в то же время я не привязываюсь ни к людям, ни к месту, ни к обстоятельствам. То, что мне дорого, тех, кто мне дорог, я всегда «ношу с собой». А глаза... Если это и имело какое-то действие, то скорее от обратного. Я очень соревновательна. Даже фильмы выбирала по принципу: а содержится в этой роли для меня какой-то вызов? Но поэтому же я никогда не училась актерской профессии: боялась, что, если преподаватель, которого я уважаю, скажет: «Знаешь, нет у тебя таланта», я окажусь в тупике. А когда не проходила пробы, всегда утешала себя: наверное, им нужна блондинка. Так по-своему я смирялась с неудачей.
А сейчас по-другому смиряетесь с неудачами?
Д. М.: Важнее примирение с собой. То добровольное изгнание в Айдахо мне очень помогло. Уехав из кипящего Лос-Анджелеса, я наконец смогла мысленно объять все свое предшествующее поведение: вынужденность действий, импульсивность, одержимость. Внешностью, например. Я жила идеей: если стану худее, буду... более приемлема для людей, более привлекательна даже как личность. Да, все ищут этого – чтобы люди их приняли, но я-то была одержима! И осознала это. И прекратила смотреть на свое место в мире с позиции размера одежды. Прекратила многочасовые изнурительные тренировки, бросила сумасшедшие диеты. Перестала истерически манипулировать собственным телом. Я будто отступила от него на шаг. Начала есть, извлекла грудные импланты. И, что поразительно, тело мое само вошло в форму, к которой я так долго и изнурительно стремилась. Худоба, вообще внешность – не транспорт до пункта Счастье – вот что я теперь твержу девочкам. Потому что, пока ты привязан к идее внешности, ты так и будешь чувствовать себя... невоплощенным, станешь буксовать на месте.
Но успех, например, в карьере, по-моему, уже больше похож на транспорт до пункта Счастье. Карьера – это, как вы говорите, воплощенность.
Д. М.: Не думаю, что в этот пункт вообще проложен маршрут. Счастье не приходит к нам извне. Успех – внутренняя работа. По перефокусировке внимания с собственного пупа на другие вещи. Когда начинаешь понимать, что ты – не самое главное. Что красота в определенном возрасте приходит изнутри человека. Что духовное измерение неотменимо. В человеке важен дух.
И вы человек верующий?
Д. М.: Да, практикую каббалу. Но вряд ли это религия. Мистическое направление в иудаизме... Тут речь скорее идет о месте человека в мире, только моем месте, его никто другой не может занять. Но я – обязана. С каббалой меня познакомила Мадонна. И сделала это так же, как все, что она делает, – с такой страстью и заразительностью, что невозможно было не разделить ее веру. Мадонну я просто обожаю! Хотя сама я не особенно эмоциональна, в потрясениях не нуждаюсь. Они меня не «кормят». Я это поняла, когда надо было играть нечто очень эмоциональное – в «Призраке», например, – а я просто не знала как... Может быть, это оттого, что с детства знаю: плакать бессмысленно. Никогда не была особенно ранима, не искала поддержки. Наоборот, жизнь приучила меня к тому, что я должна быть кому-то поддержкой, опорой. И последние 18 лет это свойство было востребовано: росли дочки.
Но теперь все меняется – Румер 19, Скаут 17...
Д. М.: Да, и это было удивительно! Я занималась десять лет только ими, изменила свою жизнь. Но в какой-то момент они начали «направлять» меня. Однажды Румер с неподражаемой подростковой иронией спросила: «А вы, мамаша, на пенсию что ли вышли? Не рано ли?» И я поняла: им самим начало недоставать – моих фильмов, ролей, работы. Так я и вернулась в кино.
И очень впечатляюще: бесстрашно появились в «Ангелах Чарли» в бикини рядом с 30-летней Кэмерон Диас!
Д. М.: Но в том-то и дело! Люблю, когда меня вытягивают, выпихивают из зоны комфорта. Люблю роли, которые шокируют, – они же бросают мне вызов!
Но вы и сами шокируете. Упомянутый 29-летний бойфренд... Как вы решились?
Д. М.: Если бы мне накануне нашей встречи кто-то сказал, что скоро я буду женой мужчины на 15 лет моложе меня, я бы ответила: «Продолжайте мечтать»... Но... Мне одна журналистка недавно рассказала, как Эштон ответил на ее вопрос, не боится ли он оказаться в моей тени. «Мы с Деми одно целое. А отбросить тень на самого себя невозможно». Я чувствую то же. И не важно, сколько ему лет. Было важно и даже странно, пока я его не знала. Мы познакомились совершенно случайно. Я была в Нью-Йорке, снималась для Vogue. Приехала одна, всего на один день. Вечер был пустой, позвонила подруга, пригласила на ужин. Стихийно собралась небольшая компания, в том числе Эштон. Что-то между нами произошло, и я подумала: «Пусть будет так, как будет». С тех пор мы фактически не расстаемся. Никто из нас ничего не ждал от того вечера. Мы ничего не ждали друг от друга. Ни обязательств, ни планов. Но мы вместе. Потом-то я поняла: мы из одного «корня». У Эштона было похожее детство. Он вырос в Айове, родители – рабочие на заводе. У него брат-близнец, больной церебральным параличом. И заботился о нем всегда Эштон. Он тоже стал тем, кем он стал, без чьей-либо поддержки... И потом, он очень взрослый человек, он вполне состоялся как продюсер: два сериала, хиты MTV – реализация его и только его идей.
А девочки как отреагировали?
Д. М.: Ровно. Они, наверное, знают, что от изменения моих обстоятельств они ничего не теряют. Когда мы расходились с Брюсом, договорились, что по-прежнему будем друг для друга семьей. Это была моя инициатива. Хватит и того, что мне пришлось уйти из дома в 16 и родителей я потеряла... Больше не хочу никого терять. Но именно поэтому я и решила с Брюсом расстаться: наши отношения достигли стадии, когда стали чем-то, чем я не хотела заражать дочерей. Не хотела, чтобы у них был этот горький опыт отчуждения, раздражения. Мы вовремя расстались. И поэтому остались семьей. И Эштон стал еще одним ее членом. Они с Брюсом по-своему даже дружат. Эштон признался мне недавно: в его восприятии Брюс перекочевал из категории «мужчина, который спал с моей женой», в категорию «мужчина, который любил мою жену». Действительно, разница есть.
Получается, у вас все прекрасно... И какие же теперь планы?
Д. М.: Планы? Бросьте, я живу только сегодня. Как ребенок. Когда я начала так жить, я почувствовала: жизнь по-настоящему хороша, когда ты «здесь», а из времени выбираешь только «сейчас».
Личное дело
- 1962: Родилась в г. Розуэлле (Нью-Мексико) в семье Дэнни и Вирджинии Гайнс.
- 1976: После более чем 30 переездов семья селится в Лос-Анджелесе.
- 1978: Завязывает дружбу с Настасьей Кински, мечтающей стать актрисой, и под ее влиянием бросает школу.
- 1979: Работает как фотомодель, часто снимаясь обнаженной.
- 1980: Самоубийство отчима Дэнни Гайнса, которого она считала отцом; выходит замуж за рок-музыканта Фредди Мура.
- 1980: Дебютирует в кино в фильме «Выборы» Сильвио Нариццано.
- 1984: Расстается с Муром; «Огни святого Эльма» Джоэла Шумахера.
- 1985: Помолвлена с актером Эмилио Эстевезом.
- 1987: Расстается с Эстевезом и знакомится с актером Брюсом Уиллисом, через два месяца выходит за него замуж.
- 1988: Рождение первой дочери, Румер.
- 1990: «Призрак» Джерри Цукера, имеющий огромный успех.
- 1991: Снимается обнаженной на седьмом месяце беременности для обложки журнала Vanity Fair; рождение второй дочери, Скаут; дебютирует как продюсер c фильмом «Смертельные мысли» Алана Рудольфа.
- 1993: «Непристойное предложение» Эдриена Лайна.
- 1994: Рождение третьей дочери Талулы; «Разоблачение» Барри Левинсона.
- 1996: «Стриптиз» Эндрю Бергмана; переезжает из Лос-Анджелеса в г. Хейли (Айдахо); озвучивает мультсериал о Бивисе и Баттхеде.
- 1997: «Солдат Джейн» Ридли Скотта, «Разбирая Гарри» Вуди Аллена.
- 1998: Расстается с Уиллисом; основывает продюсерскую компанию Moving Pictures.
- 1999: Начало отношений с Оливером Уиткомбом, инструктором по боевым искусствам.
- 2003: «Ангелы Чарли: Полный вперед» Макджи; знакомство с Эштоном Катчером, через два года выходит за него замуж.
- 2006: «Мистер Брукс» Брюса Эванса; становится лицом косметической марки Helena Rubinstein.
- 2007: «Бобби» Эмилио Эстевеза.
- 2008: Озвучивает мультфильм Роджера Холцберга «Волшебная семерка».