Абстракция
Абстракция (лат. abstractio – отвлечение) – результат процесса абстрагирования, заключающегося в переносе центра внимания в процессе познания с одних свойств и связей предмета (или явления) на другие. Способность человека к абстракции обуславливает возможность вычленения свойства, которое способствует разрешению соответствующей задачи, поэтому абстракция находится в неразрывной связи с процессом концентрации внимания. В зависимости от преследуемых целей – эмпирических или теоретических – различают формальную и содержательную абстракции. Формальная абстракция представляет собой выделение таких свойств предмета, которые не существуют отдельно от него. Например, геометрическая форма тела невозможна без самого предмета, но, благодаря формальной абстракции, она легко фиксируется в чертежах. Формальная абстракция, носящая эмпирический характер, чаще всего встречается в повседневной жизни и учебной практике, поэтому она является предметом особого изучения в психологии. Большинство психологов и педагогов настаивают на необходимости развития способности к абстракции у детей дошкольного возраста, поскольку это влияет на возможность полноценного усвоения ими научных знаний не только в рамках школьной программы, но и во взрослой жизни в процессе мыслительной деятельности. Содержательная абстракция, напротив, вычленяет такие свойства предмета, которые существуют самостоятельно. Как и формальная, содержательная абстракция является предпосылкой развития собственного теоретического мышления у детей, однако на современном этапе этот вид абстракции еще недостаточно изучен.