Вольфганг Келер
психолог
Основное
Родился в 1887 году в Эстонии в семье директора школы и домохозяйки. Детские годы провел в Германии, там же получил начальное образование, а затем прошел блестящую подготовку в самых передовых немецких университетах. Затем двадцатидвухлетний Келер получил степень доктора философии в области психологии в Берлине. С 1913 по 1920 годы Келер проводил исследования человекообразных обезьян на острове Тенерифе по поручению Прусской академии наук. Результатом этой деятельности стала книга «Исследование интеллекта человекообразных обезьян» (1917). Эта работа принесла ему известность в научных кругах и кресло директора Института психологии при Берлинском университете в 1922 году. От этой должности он сам отказался в 1935 году – протестуя против того, что пришедшие к власти нацисты начали вмешиваться в дела образовательного учреждения. После этого Келер переехал в США, где продолжил научную деятельность, став профессором психологии. Скончался Вольфганг Келер в Америке в возрасте 80 лет.
Вольфганг Келер стал одним из основателей гештальтпсихологии - наравне с М. Вертгеймером и К. Коффкой. Его видение концепции гештальтов сформировалось во время изучения интеллекта обезьян, когда он открыл роль инстайта как принципа организации поведения. В опытах, проводимых под руководством Келера, от животного требовалось решить задачу через поиск обходных путей. Например, перед обезьяной был какой-либо предмет, который она хотела получить, но для этого ей нужно было задействовать длинную палку, тогда как в ее распоряжении были короткие. В результате обезьяна объединяла палки и дотягивалась до предмета. Такой эксперимент был призван определить, как животное справляется с задачей – перебирает ли оно все возможные варианты путем проб и ошибок или с ним происходит озарение. Келер доказал, что в подобных ситуациях имеет место быть именно инсайт. Келер объяснял это тем, что явления приобретают новую функцию, когда входят в другую ситуацию. Объединение предметов в новых комбинациях, определяемых их новыми функциями, вызывает образование нового гештальта. Осознание этого гештальта составляет саму суть мышления. Позднее подобные опыты были проведены и среди людей. Малышам нужно было достать машинку, которая лежала наверху шкафа. Чтобы дотянуться, дети использовали стремянку (добавляли ее в гештальт). Если лестницы по близости не было, то они применяли другие подручные средства: ящики, столы, стулья. В этой связи он распространил понятие о гештальте на головной мозг. Эту идею развивали уже его последователи, которые предположили, что в мозгу существуют определенные электрические поля, которые при восприятии внешних объектов становятся коррелятором психических гештальтов. Также Келер изучал феномен транспозиции, который обусловлен соотношением разрозненных раздражителей, которые влияют на реакции организма.
Книги
Гештальт-психология
Исследование интеллекта человекоподобных обезьян
Учился в передовых немецких университетах и в 22 года получил степень доктора философии в области психологии