Вольф Мерлин
психолог, автор теории интегральной индивидуальности
Основное
Родился в 1898 году в Могилеве в семье учителей, обучался в гимназии, где изучал пять языков. После окончания гимназии два года работал консультантом по внешкольному образованию, пока в 1920 году не поступил на педагогический факультет в Петербурге. Будучи студентом, подрабатывал лекциями, на которых демонстрировал техники гипноза. После получения диплома состоялось знакомство Мерлина с М.Я. Басовым, который пригласил его работать на кафедре психологии в Ленинградском педагогическом институте. В 1930 году он возглавил научную группу, которая, базируясь на исследованиях Басова, изучала мировоззрение у детей и подростков, принадлежащих к разным социальным группам, а также их целевые установки. В 1931 году Басов умер, и Мерлин переехал в Саратов, где продолжил дело своего наставника – кандидатская диссертация, защищенная им в 1938 году, была посвящена волевой деятельности и условному рефлексу. В годы войны Мерлин совмещал педагогическую деятельность с работой в эвакогоспитале, где применял гипноз для реабилитации раненых. Последующие годы жизни Мерлина были также посвящены активной научной работе – это время названо его биографами как «казанский период» и «пермский». Наиболее продуктивными стали 1970-е годы, так как на этот период пришлось возрастание общественного интереса к человеческому фактору, что нашло выражение в работах Мерлина, который всегда был заинтересован в исследовании личностных концепций. Всего на счету Мерлина – более двухсот пятидесяти публикаций, посвященных разным направлениям психологии и физиологии. Умер Вольф Соломонович в 1982 году в Перми.
Мерлин разрабатывал концепции сразу в нескольких отраслях психологии, самой популярной стала концепция личности, которая базировалась на воззрениях А.Ф. Лазурского, который был учителем М.Я. Басова. Синтезируя идеи двух своих предшественников, Мерлин опубликовал в 1959 году «Очерк психологии личности», который получил положительные оценки экспертов. В этой работе Мерлин подчеркнул, что каждая личность индивидуальна, а также сделал попытку определить истоки этого многообразия. В последующих работах по этой теме Мерлин сделал обзор общих настроений и взглядов, присущих отечественным и зарубежным исследователям. Еще одно направление, реализуемое Мерлином и получившее широкое признание аудитории, - дифференциальная психофизиология. Оно родилось из его первых исследований, посвященных проблеме воли, и сконцентрировалось, в основном, на проблемах темперамента. Мерлин вывел концепцию «многозначной связи» между типом нервной системы и типом темперамента, что позволило ему сделать заключение о специфичных свойствах, присущих закономерностям темперамента. Для работ Мерлина характерна обобщенность, помогающая ему сделать релевантные выводы, а также соотношение с результатами, полученными в других отраслях знаний. Так, например, он активно изучал физиологию животных. Кроме того, будучи сам полиглотом, Мерлин отдавал должное значимости языков для концепции личности.
Книги
О формах использования социального опыта учащихся
Вопросы развития социального мировоззрения у детей
Об обучении и развитии
Психологические основы воспитания сдержанности
О координации движений при ранениях верхних конечностей
«Своеобразие условных реакций в структуре волевого акта
К характеристике условного кожно-гальванического рефлекса
Роль темперамента в эмоциональной реакции на отметку
Восстановление личности после тяжелых эмоциональных потрясений
Методы исследования нервно-физиологических основ психической деятельности человека
Динамика "переноса" условнорефлекторных связей из одной сигнальной системы в другую
Физиологические испытания и психологические характеристики специальных типов высшей нервной деятельности
К вопросу о связи типа высшей нервной деятельности, темперамента и отношений личности
Очерк психологии личности
Очерк теории темперамента
Проблемы экспериментальной психологии личности
Очерк теории темперамента
Лекции по психологии мотивов
Проблемы интегрального исследования индивидуальности человека
Очерк интегрального исследования индивидуальности
Педагогический факультет СПБГУ