Владимир Вагнер
зоолог, зоопсихолог
Основное
Родился в 1849 году. Обучался в Московском университете, где сначала изучал юриспруденцию, а спустя восемь лет - физику и математику. Его магистерская диссертация в Петербургском университете была посвящена исследованию пауков их инстинктов, причем в тесной взаимосвязи с зоопсихологией. Эта работа обеспечила ему не только степень магистра, но и награждение премией. С 1890 года и до глубокой старости Владимир Александрович активно преподавал в различных учебных заведениях Москвы и Петербурга. Кроме того, его в значительной мере привлекала писательская деятельность - он опубликовал множество сочинений, был основателем и по совместительству редактором журнала "Естествознание в школе", состоял в дружеских отношениях с А.П. Чеховым и, по одной из версий, стал прототипом героя-зоолога в одной из его повестей. Умер Владимир Александрович в 1934 году.
Владимир Александрович Вагнер проявлял особый интерес к зоопсихологии - науке, которая в то время была еще не достаточно развита. Ему принадлежит революционная идея о том, что исследование животных необходимо осуществлять посредством изучения видов, которые являются для них наиболее близкими. Инстинкты - еще один научный интерес Вагнера. Психолог утверждал, что природа инстинктов изменчива, а сами они, хотя и связаны тесно с рефлексами, не могут быть объяснены только ими. Также Вагнер освещал вопросы, связанные с возникновением и развитием психических способностей, - применяемый им сравнительно-генетический метод позднее нашел отражение в работах Л.С. Выготского. С 1924 года Вагнер начал выпуск серии работ, озаглавленных как «Возникновение и развитие психических способностей». В этих трудах психолог сосредоточил свое внимание на значимости игр для становления психических функций ребенка. Так, игры малышей до трех лет не отличаются разнообразием, их основная задача – тренировка координации. Со временем игры становятся интереснее и включают уже чтение, головоломки, стихи. Вагнер установил, что в возрасте до семи лет дети обращают внимание на отличительные свойства предметов, опуская детали. Поэтому, чтобы его способности развивались гармонично, родителям нужно несколько раз повторять задание (например, читать отрывок из книги) и задавать соответствующие вопросы. В этом возрасте восприятие ребенка несовершенно, поэтому родители должны уделить внимание и этому аспекту – для этого нужно включать в игры простейшие фигуры, нарисованные на бумаги – такие объекты способствуют усвоению ребенком отличий форм и цветовой гаммы. Немаловажное место в играх занимают и пространственные фигуры – они могут быть применимы для детей любого возраста, так как помогают задействовать сразу несколько органов чувств. Особенно значимы, по мнению Вагнера, игры на развитие памяти, поскольку именно в детском возрасте тренировка памяти наиболее эффективна. В этой связи психолог выделял три вида памяти: образная (зрительные образы и звуки), словесно-логическая (на слух), эмоциональная память (эмоции, события, чувства). Именно изучению свойств памяти Вагнер посвятил большинство своих эмпирических исследований, результатом которых стало выделение им всех людей в две группы по особенностям запоминания: группа механического заучивания и группа смыслового запоминания (этот способ эффективнее).
Книги
Биологические основания сравнительной психологии
Сравнительная психология и зоопсихология
Вопросы зоопсихологии
Психология животных (Популярные лекции)
Московский университет