Вильгельм Дильтей
философ, психолог
Основное
Родился в 1833 году в Германии в семье деревенского пастора. Дильтей собирался последовать примеру отца, изучал теологию в университете, однако переезд в Берлин изменил его планы на будущее. Там его преподавателями в числе прочих стали А. Тренделенбург и А. Боекх, оба бывшие ученики философа Фридриха Шлейермахера. Дильтею было поручено редактировать письма Шлейермахера, а вскоре он принялся за написание его биографии. Тезис, посвященный этике Шлейермахера, обеспечил Дильтею в 1864 году получение докторской степени в Берлине, а год спустя – должности приват-доцента. Через два года он стал профессором университета в Швейцарии, однако в 1882 году Дильтей вернулся в Берлин, успев к тому времени обзавестись семьей. Умер Вильгельм Дильтей в 1911 году.
Вильгельма Дильтея считают основателем «философии жизни» - учения, согласно которому философия должна быть сконцентрирована на духовном мире человека, а не на внешних атрибутах. Понимание себя (интроспекция – через наблюдения за собой) обеспечивает возможность понимать других (вчуствование), появляется духовный опыт и смысл. История человечества – это история ценностей, поскольку ее можно понять только через контекст, в котором в письменном виде описаны все проявления жизни. Свои основополагающие воззрения он изложил в сочинениях «Введение в науки о духе» (1880) и «Построение исторического метода в науках о духе» (1910), в которых противопоставил «науку о духе» наукам естественным, которые изучают явления посредством эмпирического анализа. Интересно, что Дильтей считал психологию основой для «наук о духе», но при этом исключал ее эмпирическую часть. «Наука о духе» имеет дело с непосредственной психической деятельностью (переживание), поэтому она должна отстаивать свой специфический метод. Методологически «наука о духе» - это возрождение немецкого идеализма с применением более научно обоснованного базиса. В систему «наук о духе» Дильтей намеревался включить, помимо гуманитарных дисциплин, теорию хозяйства и учение о государстве. Однако концепция Дильтея страдала дуализмом, выражающимся в постоянном колебании между позитивизмом и метафизикой – в результате не получилось ни цельного мировоззрения, ни цельного метода. Этот дуализм нашел выражение в некорректной трактовке его идей: в результате на него ссылались как в формалистически-эстетической школе, так и многочисленные течения внутри духовно-исторической школы. Признание Дильтея и конструктивности его идей произошло уже после его смерти: во второй половине XX века О.Ф. Больнов доказал, что его воззрения продуктивны в контексте современной логики и философии языка. Помимо разработки «науки о духе», Дильтей внес значительный вклад в литературоведение. Наиболее известные его произведения - серия биографий, посвященных немецким романтикам, начиная от Новалиса (1865) и заканчивая Гельдерлином (1905).
Книги
Описательная психология
Сущность философии
Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации
Герменевтика и теория литературы
Построение исторического мира в науках о духе
1. Гейдельбергский университет
«Теология»
2. Берлинский университет
Доктор наук, диссертация по этике Шлейермахера, диссертация о моральном сознании