Вадим Петровский
психолог
Основное
Психолог, доктор психологических наук, ректор Института консультативной психологии, профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ «Высшая школа экономики», член-корреспондент Российской академии образования, сертифицированный мастер-тренер ICU (International Coaches Union).
Главный редактор журнала НИУ ВШЭ «Психология», член редколлегий журналов «Психология рефлексивных процессов и управление» и «Московский психотерапевтический журнал. Консультативная психология и психотерапия».
Родился 14 августа 1950 года в Москве в семье российского психолога Артура Петровского, основателя и первого президента Российской академии образования. Вадим Петровский вспоминает отца как человека, умеющего слышать окружающих, признается, что ему «повезло в жизни – быть его сыном, учиться у него, сотрудничать с ним».
В старших классах Петровский поступил в математическую школу при механико-математическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. Он воспринимал этот шаг как личное достижение, поскольку ни у кого в семье не было технического образования.
После школы Петровский решил продолжить научную династию и поступил на факультет психологии МГУ. Спустя несколько лет после окончания университета он решил создать «Институт советологии», в котором можно было бы «помогать людям советом». Подобных организаций профессиональной психологической помощи в те годы еще не существовало. Идею реализовать не удалось, по очень банальной причине.
«Я влюбился – без всякой взаимности, безнадежно, отчаянно (к тому же — пять лет как женат – кольцо на руке), – пишет Петровский. – Это событие имеет прямое отношение к моей карьере психолога. Неожиданно выясняется, что… психология не работает! психология ничем мне помочь не может! (о практической психологии в моем круге никто тогда понятия не имел). Думаю, что «кризис академической психологии» в одной отдельно взятой судьбе – моей – сыграл историческую роль. Я стал первым среди тех, кто стал для меня объектом психологического консультирования, правда, с идеей «советологии» пришлось временно расстаться. Кто б мне помог?!»
Позже Петровский все-таки реализовал идею создания «Института советологии» в рамках Института системного консультирования, который он создал вместе со второй женой Мариной в 2002 году. Через несколько лет они открыли курс «Персонологическое консультирование и транзактный анализ» в Московском психолого-педагогическом институте.
В 1995 году Петровский впервые познакомился с книгами Эрика Берна. С тех пор он считает его своим идейным наставником, сожалеет, что не родился раньше и не знает основателя транзактного анализа лично.
Петровский – автор и разработчик мультисубъектной теории личности, математических моделей принятия решения, теоретических и экспериментальных разработок, используемых в практике персонального консультирования, эксперт транзактного анализа, написал более 180 научных публикаций и 18 монографий.
Образование
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ), факультет психологии (1972)
Институт психологии АН СССР, специальность «Психологические науки», кандидат наук (1977)
Книги
Автор книг:
- «Я» в персонологической перспективе»
- «Человек над ситуацией»
- «Психология неадаптивной активности»
- «Личность в психологии»
Соавтор книг:
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ), факультет психологии (1972)
Институт психологии АН СССР, специальность «Психологические науки», кандидат наук (1977)
Можно ли сделать так, чтобы и через много лет после первой встречи наши чувства по-прежнему наполняла та окрыляющая увлеченность, с которой все начиналось? Четыре предложения от наших экспертов.
Каким должен быть хороший психотерапевт? Этот вопрос нам задают все чаще. В поисках ответа мы обратились к книгам Ирвина Ялома — признанного авторитет в области психотерапии, и представили себе письмо, которое он мог бы написать начинающим коллегам. А эксперты Psychologies его дополнили.