Томас Гоббс
философ-материалист
Основное
Родился в 1588 году в Англии в семье священника. С юных лет Гоббс посещал церковную школу, успехи в которой обеспечили ему блестящее продолжение обучения в городской школе. К четырнадцати годам Томас Гоббс уже в совершенстве владел древними языками, а еще через год стал студентом Оксфордского университета. Несмотря на то, что он получил диплом, дающий ему право преподавания в университете, Гоббс отказался от этого пути, став после окончания обучения воспитателем в аристократической семье Кавендиша, теплые отношения с которой он поддерживал на протяжении всей жизни. Знакомство с этим семейством обеспечило ему вхождение в аристократические круги и финансовую независимость, благодаря чему он мог вести научную деятельность. При этом Томас Гоббс отнюдь не был одержимым философом, заточенным в собственном кабинете — он был очень близок с согражданами, чутко реагировал на события того времени. Гоббс не боялся революционных идей, жалуясь на то, что его предшественники не способствовали развитию прогресса — в частности, его произведение «Левиафан» едва не отправило автора на гильотину. Однако Гоббс прожил до глубокой старости, отличаясь удивительно крепким здоровьем — на восьмом десятке он еще уверенно играл в теннис. Узнав в возрасте 91 года о скорой смерти, Гоббс отреагировал поистине философски: просил друзей и знакомых составить надгробные надписи и оценивал их качество.
Идеи Гоббса нашли применение во многих областях знаний — этике, физике, истории, геометрии. В отношении психологии Гоббс придерживался материалистической концепции: в мире существуют материальные тела, которые подчиняются законам механики (механический материализм). Воздействуя на организм, эти тела вызывают ощущения — те, в свою очередь, становятся причиной представлений. Из представлений возникают мысли в виде цепей, порядок которых прямо пропорционален порядку ощущений. Также Гоббсу принадлежит заслуга в признании целостности рационального познания и эмпирического. Особое место в системе наук заняли философские воззрения Гоббса. В частности, он стал одним из основателей «договорной» теории происхождения государства. Он выделил три формы государства: демократию, аристократию и монархию. Демократию он отрицал, поскольку низшие слои, по его мнению, не обладают достаточной мудростью. Аристократия лучше, но достигает своего совершенства только по мере сближения с монархией. Монархия, таким образом — лучшая форма государственного правления для Гоббса. В попытке найти ответы на вопросы о мире и безопасности своих сограждан, Гоббс создал трилогию, навсегда вписавшую его на страницы истории: «О гражданине», «О теле», «О человеке». Однако его самым значимым трудом стал трактат «Левиафан»: рассуждения Гоббса о возникновении социального протеста дали основу двум популярным во второй половине XX века теориям: теории относительной депривации и теории рационального выбора.
Книги
Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского
Философские основания учения о гражданине
Философская трилогия «Основы философии» («О теле», «О человеке», «О гражданине»)
1. Оксфордский университет
«Схоластическая логика и физика»