Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Все эксперты

Шарлотта Бюлер

специалист в области детской психологии

Создала периодизацию переходного возраста. Вместе с коллегой разработала тесты, которые до сих пор используются для диагностики состояния психики дошкольников.

Об эксперте

Основное

Родилась в 1893 году в Берлине, в девичестве - Малаховски. В университете изучала медицину и философию, в 1915 году переехала в Мюнхен, чтобы исследовать проблемы мышления в одной из самых известных лабораторий. Там состоялось ее знакомство с Карлом Людвигом Бюлером, который только что вернулся с войны, чтобы сменить на посту заведующего своего учителя - умершего Освальда Кюльпе. Оказалось, что Бюлер проводил те же исследования, которые безуспешно пыталась воплотить в жизнь сама Шарлотта. Смежные научные интересы вскоре перешли на новый уровень - в 1916 году пара поженилась, еще через год родился их первый ребенок. Все последующие годы их научная деятельность тесно соприкасалась: Шарлотта была первой женщиной, получившей звание приват-доцента. Самым плодотворным стало время, проведенное в Вене - там супруги были не только профессорами в университете, но и основателями Института психологии, окруженными множеством восторженных учеников и имеющими авторитет среди коллег. Однако после прихода нацистов к власти супруги, лишенные должностей и имущества из-за еврейского происхождения Шарлотты, были вынуждены иммигрировать в США. В Америке Шарлотта сумела вновь завоевать авторитет - вместе с А. Маслоу и К. Роджерсом она стояла у истоков гуманистической психологии, став первым президентом одноименной Ассоциации. Обретенное снова признание и неугасаемый интерес к науке был настолько сильным, что, переехав в Штутгард в преклонном возрасте к своим детям, Шарлотта не могла продолжать работать и очень переживала отрыв от «своей Америки». Умерла Шарлотта Бюлер в возрасте 80 лет.

Шарлотта Бюлер внесла огромный вклад в сферу изучения детской психики. Бюлер была первой, кто создал периодизацию переходного возраста - причем главной фазой она считала фазу полового созревания, другие стороны развития, по мнения психолога, лишь дополняют ее. Вместе с коллегой Бюлер разработала тесты, которые до сих пор используются для диагностики состояния психики дошкольников. В этих тестах она уделяла особое внимание коэффициенту развития - в противовес более популярному коэффициенту интеллекта. В результате был создан биографический метод в психологии (например, через изучение личных дневников пациентов). Человеческую жизнь Бюлер рассматривала как процесс становления целевых структур личности. Главная движущая сила в жизни – это потребность в самоосуществлении, которая близка к самоактуализации, но при этом имеет некоторые различия. В частности, самоосуществление подводит итог жизненного пути, поэтому полнота этого ощущения зависит от способности личности ставить перед собой цели, наиболее подходящие для ее внутренней сути. Эту способность Бюлер назвала сапоопределением – оно имеет тесную связь с интеллектом, так как именно интеллект помогает человеку грамотно оценивать собственный потенциал.

Книги

Жизненный путь человека

Образование

Фрейбургский университет

Задайте вопрос нашим экспертам
Наши эксперты регулярно отвечают на вопросы читателей. В одной из будущих статей вы найдете ответ на свой вопрос.