Роберт Вудвортс
психолог
Основное
Годы жизни: 17 октября 1869 года — 4 июля 1962 года
Американский психолог известен прежде всего как автор «динамической психологии» — концепции, согласно которой в организации поведения решающая роль принадлежит динамике мотивов. Он стремился объединить несколько различных школ психологической мысли в единую теоретическую систему. Вудвортс расширил известную модель поведения бихевиористской школы «стимул–реакция», включив в нее промежуточное звено «организм» («стимул–организм–реакция»).
Он развивал теорию «природа против воспитания», доказывая, что приобретенный опыт играет в психологическом развитии не менее важную роль, чем врожденные, наследственные факторы. Его работа заложила основу для величайших достижений в понимании человеческого поведения.
Кроме того, Вудвортс был талантливым автором. Самая известная книга — «Психология» — подвела итоги его преподавательской работы и пережила пять переизданий. Книга «Экспериментальная психология» стала главным учебником для нескольких поколений студентов.
По результатам опроса, проведенного в 2002 году Американской психологической ассоциацией, Роберт Вудвортс занял 88-ю строчку в списке наиболее цитируемых психологов XX века.
Он родился в Белчертауне 17 октября 1869 года в семье священника-конгрегационалиста и учительницы математики. Отец был женат трижды, и в семье воспитывались дети от всех предыдущих браков. Роберт был сыном третьей жены и появился на свет, когда Вудвортсу-старшему было 55 лет.
Будущий психолог поступил в частный гуманитарный университет Амхерста. Первые три года он специализировался на математике. Но в выпускном классе записался на курс психологии к Чарльзу Эдварду Гарману, профессору философии. Влияние любимого преподавателя заставило Роберта пересмотреть сферу интересов и обратить внимание на философию и психологию. В 1891 году он завершил обучение, получив степень бакалавра.
После выпуска Вудвортс четыре года работал учителем математики и естественных наук: вначале в средней школе, а затем в колледже в Канзасе. Преподавательский опыт помог ему закрепить математические навыки, которые позже пригодились в психологической работе.
Окончательно определиться с будущей профессией Роберту помогли два важных события. Во-первых, лекция психолога Стэнли Холла, посвященная важности экспериментальных исследований, которая привела его в настоящий восторг. Вернувшись домой, Роберт повесил над столом табличку с надписью «исследования». Во-вторых, знакомство с работой «Основы психологии» другого известного американского психолога Уильяма Джеймса, которое окончательно перевесило чашу весов в пользу науки о душе.
Осенью 1895 года Роберт поступил в Гарвард. В числе преподавателей были выдающиеся деятели того времени: философ-неогегельянец Джосайя Ройс, психолог Уильям Джеймс (с которым они вместе работали над изучением снов) и американский писатель испанского происхождения Джордж Сантаяна. Здесь же Вудвортс встретил Эдварда Торндайка, психолога и педагога, и Уолтера Кеннона, психофизиолога, которые стали его верными друзьями на всю оставшуюся жизнь.
Книги
1. Гуманитарный университет Амхерст
Бакалавр искусств
2. Гарвардский университет
Магистр философии