Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Все эксперты

Петр Зинченко

психолог

Автор работ по психологии памяти, представитель Харьковской школы.

Об эксперте

Основное

Родился в 1903 году в Волгоградской области. В 1921 году окончил педагогические курсы, после чего некоторое время работал в сельской школе учителем начальных классов, а затем - инспектором народного образования. В 1926 году поступил в Харьковский институт народного просвещения, сразу после окончания которого продолжил обучение в аспирантуре Украинского НИИ педагогики. Принимал участие в Великой Отечественной войне, после ее окончания продолжил научную деятельность. Работал в научно-исследовательских институтах и образовательных учреждениях Харькова. В 1959 году Зинченко получил докторскую степень за защиту диссертации на тему забывания и воспроизведения школьных знаний. С 1960 года стал руководить психологической лабораторией при Харьковском университете. В 1961 году был удостоен премии К.Д. Ушинского за разработку проблемы непроизвольного запоминания. Двумя годами позднее основал кафедру психологии в Харьковском университете, которую возглавлял вплоть до своей смерти. Умер Петр Иванович в возрасте шестидесяти пяти лет в Харькове. Его дети, Владимир Петрович и Татьяна Петровна, продолжили путь отца и стали известными психологами.

Основной характер научных интересов Зинченко определился еще во время проведения им первых экспериментальных работ (1939), которые основывались на теории деятельности и предшествовали публикациям А.Н. Леонтьева об основных принципах психологического анализа деятельности В дальнейшем эти научные изыскания нашли выражение в диссертации, которая в 1961 году была выпущена как отдельная монография . Этот труд обогатил психологию новыми положениями, которые изменили взгляд на проблему памяти и дали толчок к дальнейшим исследованиям. Так, например, Зинченко доказал, что материал, который составляет цель действия, запоминается лучше, чем такой же материал, относящийся к условиям достижения цели. Также он изучил эффект возраста: первоклассники демонстрировали более высокую способность к непроизвольному запоминанию чисел при решении арифметических задач по сравнению со старшими возрастными группами. Еще один эффект, связанный с процессом запоминания, можно рассматривать с точки зрения структурно-деятельностного эффекта, поэтому он по праву должен был называться “эффектом Зинченко”. Однако в законченном виде его сформулировали и описали американские когнитивные психологи Н. Сламека и П. Граф, которые дали ему название “эффект генерации”. Этот феномен заключается в том, что люди имеют свойство запоминать лучше тот материал, которые сами же придумали - по сравнению с аналогичным материалом, который им предложили в готовом виде. Открытия Зинченко имели тесную связь с педагогической практикой, а лаборатория под его предводительством стала признанным центром пропаганды новых психологических знаний среди учителей. В стенах лаборатории активно проводились исследования, посвященные изучению не только непосредственно процессов запоминания, но и, например, принципов кодирования информации, оперативной памяти, ценности сохраняемой информации. Практическая деятельность лаборатории под руководством Зинченко была тесно связана с созданием теоретической базы: за годы работы было опубликовано более ста трудов.

Книги

Непроизвольное запоминание

Образование

В 1921 году окончил педагогические курсы. В 1926 году поступил в Харьковский институт народного просвещения, после окончания которого продолжил обучение в аспирантуре Украинского НИИ педагогики. В 1959 году получил докторскую степень за защиту диссертации на тему забывания и воспроизведения школьных знаний.

Задайте вопрос нашим экспертам
Наши эксперты регулярно отвечают на вопросы читателей. В одной из будущих статей вы найдете ответ на свой вопрос.