Пьер Кабанис
философ-материалист, врач
Основное
Родился в 1757 году во французской провинции в семье местного адвоката. Еще мальчиком Кабанис стал внимать просветительные идеи своего века, и тяга к знаниям стала его отличительной чертой, обеспечившей в дальнейшем вхождение в кружки энциклопедистов и близкую дружбу с такими видными деятелями, как, например, Томас Джефферсон, который был третьим президентом США. В течение недолгого времени Кабанис обучался в семинарии, затем переехал в Париж, где стал изучать философию и древние языки - результатом этой деятельности стал перевод им “Илиады” Гомера. Тогда же он начал курс обучения медицине у известного ученого и врача Дюбрелю. В 1783 году завершил образование в сфере медицины и начал писать свои первые произведения. Кабанис был масоном, входил в величайшую ложу “Девять Сестер”. Во время Великой французской революции он сыграл значительную роль в реорганизации медицинских школ и в целом системы медицинского образования. Был участником переворота 18 брюмера, поддерживал приход к власти Наполеона. В 1803 году присоединился к Французской академии, членство в которой перешло после смерти к его единомышленнику Дестют де Траси (они вместе основали «идеологию», науку о происхождении идей). Умер Пьер Жан Жорж Кабанис в возрасте 50 лет.
Медик по образованию, Кабанис считал медицину главным средством совершенствования человеческого рода и достижения им счастья – за счет того, что воздействие на тело изменяет и дух. Пьера Кабаниса называют одним из предшественников вульгарного материализма – основанием для этого стали его материалистичные воззрения с явными чертами атеизма. Так, например, Кабанис утверждал, что мышление – продукт деятельности мозга, равносильно как и печень. Всю психическую жизнь человека он объяснял исключительно физическими факторами: мозг воспринимает и усваивает впечатления, затем выделяет мысль, в то время как душа способствует преобразованию мозгом впечатлений в ощущения и идеи. Новый взгляд на принятый в среде медиков материалистичный подход позволил Кабанису значительно превзойти своих коллег за счет развития идей в области физиологии. Он утверждал, что человеческие способности исследуются философами в отрыве от их связи с живым телом, при этом именно физиология может придать наукам о морали недостающую им достоверность. Концепцию Кабаниса отличает тенденция к агностицизму: человеку, полагал он, не дано знание первопричин мира; он может лишь определенным образом классифицировать наблюдаемые факты и выводить принципы. Но в «Письме к Фориелю» его позиция претерпела изменения: Кабанис признал, что, хотя о высшем существе нельзя сказать что-либо с определенностью, потребности человеческого духа, стремление преодолеть пределы опыта побуждают полагать существование такого существа и верить в бессмертие души. Самая известная работа Кабаниса - «Очерки патологической истории» - вышла в четырех томах, в каждом из которых он методично описал недуги и характер интимной жизни известных личностей, в том числе представителей королевской семьи.
Обучался в семинарии, затем изучал в Париже философию и древние языки. Проходил курс обучения медицине у известного ученого и врача Дюбрелю. В 1783 году завершил образование в сфере медицины.