Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Все эксперты

Павел Блонский

философ, педагог, психолог

Предложил генетическую теорию памяти, в рамках которой рассматривал связь разных видов памяти с этапами развития человека.

Об эксперте

Основное

Родился в Киеве в 1884 году, происходя из семьи мелкого чиновника. Окончил с медалью историко-филологический факультет в Университете Святого Владимира, проявлял интерес к этике и гносеологии. После переезда в Москву был вольным слушателем на философском факультете Московского университета, после чего ему предложили остаться на кафедре. В это время Блонский поддерживал эсеров, за что его не единожды арестовывали. После революции философ испытывал нужду, был вынужден заняться преподаванием. Вскоре произошло знакомство с Г.И. Челпановым, аспирантом которого Блонский впоследствии стал. Однако их научные пути уже скоро разошлись, столкнувшись о непримиримые противоречия в отношении интроспекционизма, осуждаемого Блонским в соответствии с тенденциями, господствующими в тот момент на Западе. В 1920-е годы Блонского активно поддерживал А.В. Луначарский, что положительно сказалось на его карьере: в это время статьи Павла Петровича стали широко публиковаться и за рубежом. В 1936 году вышло постановление «О педологических извращениях…», из-за которого исследователя подвергли травле, а двое его сыновей были арестованы. В последние годы жизни Павел Петрович занимался исследованиями в московском Институте психологии, в течение продолжительного времени страдал от туберкулеза, который и стал причиной его смерти в 1941 году. После кончины имя Блонского на двадцать лет было вычеркнуто со страниц отечественной психологии — причиной тому было неприятие им социогенетизма, который в этот момент стал господствующим.

Научная деятельность Блонского прошла несколько этапов развития, сменяясь от идеализма и механизма, до волюнтаризма и марксизма. Круг интересов Павла Петровича был чрезвычайно обширен — главным образом за счет того, что он освещал вопросы, относящиеся и к психологии, и к педагогике. В 1924–1928 годах Блонский также развивал идеи педологии — главным образом, ему импонировал комплексный подход, присущий этой науке. Однако за этим подъемом уже вскоре последовало разочарование — Блонский утверждал, что педология слишком поверхностна, а для того, чтобы эти знания углубить, необходимо обратиться к подлинной психологии. В его педологических изысканиях нашли отражение вопросы неоплатонизма: как появляется новая вещь или новое качество? Одна из основных заслуг принадлежит Блонскому в области изучения свойств памяти: так, он предложил генетическую теорию памяти, в рамках которой рассматривал связь разных видов памяти с этапами развития человека, его речевыми особенностями и элементами окружающей среды. Последние произведения Блонского посвящены связи памяти и мышления с общим развитием человека. В его планах было создание собственной научной школы, однако затворнический образ жизни и ограничения, связанные с течением тяжелой болезни, не позволили ему реализовать этот проект. Тем не менее, ряд современных психологов развивает его идеи (например, Т.Д. Марцинковская).

Книги

О национальном воспитании

Очерки детской сексуальности

Память и мышление

Педология

Педология в массовой школе первой ступени

Психологический анализ припоминания

Философия Плотина

Мои воспоминания

Психология и педагогика. Избранные труды

Психология младшего школьника

Проблема реальности у Беркли

Современная философия. Между идеализмом и наукой

Образование

Университет Святого Владимира

Задайте вопрос нашим экспертам
Наши эксперты регулярно отвечают на вопросы читателей. В одной из будущих статей вы найдете ответ на свой вопрос.