Николай Крыщук
писатель
Основное
Родился в 1947 году в Ленинграде, в семье военнослужащего. Родители переехали в Ленинград в конце 1930-х из украинской деревни. Николай закончил школу в середине 60-х и поэтому часто называет свое поколение младшими шестидесятниками.
После школы Николай Крыщук выбрал филологический факультет Ленинградского университета, куда поступил на вечернее отделение в 1971 году. В университете посещал «Блоковский семинар», который вел филолог, поэт Дмитрий Максимов. Во время обучения ему пришлось перепробовать разные варианты подработок: он был мастером холодильных установок, перевозчиком почты, киномехаником и учителем литературы. Закончив филологический факультет, отслужил в армии рядовым. Вернувшись, он стал литературным редактором в издательстве «Детская литература», в журналах «Аврора» и «Нева».
Незадолго до распада СССР под давлением общественности ЦК КПСС приняло решение о возрождении журнала «Ленинград». На основании собрания писателей Николай Крыщук стал его главным редактором. Но в это время страну захлестнули перемены. Город Ленинград переименовали в Санкт-Петербург, а ЦК КПСС перестал существовать. В печать вышел только первый сдвоенный номер журнала. В 90-е Крыщук вел авторскую передачу на «Радио России». Затем работал в газете «Первое сентября».
Николай Крыщук умеет находить подход к молодому читателю. Его книги не сводятся к практическим советам и рекомендациям, но помогают ответить на мировоззренческие вопросы. Об этом свидетельствуют даже названия глав: «Зачем мы живем?», «Деньги свои и чужие», «О нетерпении и инфантилизме», «Что такое эмпатия?».
Николай Крыщук — лауреат премии журнала «Звезда» за 2004 год и премии имени Сергея Довлатова за лучший рассказ года «Дневник отца» в 2005 году. В 2009 году роман «Круги Рая» принес ему премию «Студенческий Букер». В 2017 Крыщук получил премию имени Самуила Маршака за трехтомник «Разговоры с родителями в присутствии детей».
Образование
Ленинградский государственный университет (ЛГУ, сейчас СПбГУ), филологический факультет, 1971 г.
Книги
- «Разговор о Блоке»
- «Приглашение к размышлению»
- «Искусство как поведение (Книга о поэтах)»
- «Стая бабочек, или Бегство от биографии»
- «Биография внутреннего человека (Монологи. Эссе)»
- «Кругами рая»
- «Ваша жизнь больше не прекрасна»
- «Разговоры с родителями в присутствии детей»
- «В Петербурге летом жить можно…»
- «Пойди туда – не знаю куда. Повесть о первой любви. Память так устроена...»
Ленинградский государственный университет (ЛГУ, сейчас СПбГУ), филологический факультет, 1971 г.
«Ты зачем это сделал?» «Ну я же тебе говорил(а)!?» Что можно ответить на эти восклицания? Мы обычно обращаемся с ними к провинившимся детям. Подразумевая, что воспитываем их тем самым. Добиваемся, правда, в итоге прямо противоположного эффекта.
Хамство, неуважение друг к другу, пассивность. Или самовлюбленность, нарциссизм, безразличие. Все это от нашего неумения любить самих себя.
В первую очередь на Востоке, но и на Западе тоже философия «здесь и сейчас» была распространена в разные эпохи и в рамках разных течений. Напомним имена некоторых ее наиболее убежденных адептов и их аргументы в пользу настоящего.