Николай Крыщук
писатель
Основное
Родился в 1947 году в Ленинграде, в семье военнослужащего. Родители переехали в Ленинград в конце 1930-х из украинской деревни. Николай закончил школу в середине 60-х и поэтому часто называет свое поколение младшими шестидесятниками.
После школы Николай Крыщук выбрал филологический факультет Ленинградского университета, куда поступил на вечернее отделение в 1971 году. В университете посещал «Блоковский семинар», который вел филолог, поэт Дмитрий Максимов. Во время обучения ему пришлось перепробовать разные варианты подработок: он был мастером холодильных установок, перевозчиком почты, киномехаником и учителем литературы. Закончив филологический факультет, отслужил в армии рядовым. Вернувшись, он стал литературным редактором в издательстве «Детская литература», в журналах «Аврора» и «Нева».
Незадолго до распада СССР под давлением общественности ЦК КПСС приняло решение о возрождении журнала «Ленинград». На основании собрания писателей Николай Крыщук стал его главным редактором. Но в это время страну захлестнули перемены. Город Ленинград переименовали в Санкт-Петербург, а ЦК КПСС перестал существовать. В печать вышел только первый сдвоенный номер журнала. В 90-е Крыщук вел авторскую передачу на «Радио России». Затем работал в газете «Первое сентября».
Николай Крыщук умеет находить подход к молодому читателю. Его книги не сводятся к практическим советам и рекомендациям, но помогают ответить на мировоззренческие вопросы. Об этом свидетельствуют даже названия глав: «Зачем мы живем?», «Деньги свои и чужие», «О нетерпении и инфантилизме», «Что такое эмпатия?».
Николай Крыщук — лауреат премии журнала «Звезда» за 2004 год и премии имени Сергея Довлатова за лучший рассказ года «Дневник отца» в 2005 году. В 2009 году роман «Круги Рая» принес ему премию «Студенческий Букер». В 2017 Крыщук получил премию имени Самуила Маршака за трехтомник «Разговоры с родителями в присутствии детей».
Образование
Ленинградский государственный университет (ЛГУ, сейчас СПбГУ), филологический факультет, 1971 г.
Книги
- «Разговор о Блоке»
- «Приглашение к размышлению»
- «Искусство как поведение (Книга о поэтах)»
- «Стая бабочек, или Бегство от биографии»
- «Биография внутреннего человека (Монологи. Эссе)»
- «Кругами рая»
- «Ваша жизнь больше не прекрасна»
- «Разговоры с родителями в присутствии детей»
- «В Петербурге летом жить можно…»
- «Пойди туда – не знаю куда. Повесть о первой любви. Память так устроена...»
Ленинградский государственный университет (ЛГУ, сейчас СПбГУ), филологический факультет, 1971 г.
По народному поверью, слово «чур» с древних времен помогало тем, кто находил клады. Это был заговор от нечистой силы. Отсюда, например, выражение «чур меня». Было еще слово «зачурованные». То есть чуром приговоренные, присвоенные находки. Счастливых обладателей таких находок звали «чураками». Зачурованное, заговоренное место – становится священным и неприкосновенным, как какая-нибудь важная пограничная собственность.
Мы нравимся себе. Свойство это настолько общее, что его вполне можно извинить. Не всегда, считает обозреватель Psychologies Николай Крыщук. Зачастую извинительная слабость превращается в порок самолюбования, вызывающий у одних гнев, у других усмешку.
У каждого из нас есть привычный образ, устоявшееся амплуа, сформировавшееся под влиянием обстоятельств, ожиданий окружающих. Но в какой-то момент возникает потребность сменить его, порой, на полностью противоположное.
Как формируется совесть и зачем она нам вообще?
Каждому из нас знаком афоризм: «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого». Авторство точно не установлено. Существует также пословица: «Твоя свобода заканчивается там, где начинается мой нос».
Мы часто упрекаем (особенно) близких людей: «Зачем цепляешься к словам? Ты что, действительно не понимаешь, что я имею в виду?» Понимает, просто не хочет расставаться со своей собственной правдой.