Николай Бернштейн
психофизиолог и физиолог
Основное
Николай Александрович родился в 1896 году в Москве. Его отец принадлежал к интеллигенции, был известным психиатром и учеником С.С. Корсакова, основателя и главы московской психиатрической школы. Старший Бернштейн, помимо выполнения своих прямых обязанностей, также занимался педагогикой, разрабатывал концепции усовершенствования работы врачей-психиатров. Дед Бернштейна по отцовской линии был известным физиологом. Мать Николая Александровича тоже была связана с медициной – еще до замужества женщина работала сестрой милосердия. Мальчик рос в культурной среде, родители заботились о качестве образования: Николай окончил гимназию с расширенным курсом естественных наук и математики. Несмотря на семейные традиции, связывать свою судьбу с медициной Бернштейн не собирался: молодой человек намеревался стать филологом и даже поступил в Московский университет на соответствующий факультет. Однако с началом Первой мировой войны о филологии пришлось забыть: Николай Александрович стал работать санитаром и перевелся на медицинский факультет. Демобилизовавшись, Бернштейн какое-то время проработал в клинике В.А. Гиляровского, тогда же начал читать курс по биомеханике. Затем перешел лабораторию биомеханики, которая занималась изучением трудовых движений человека для облегчения труда – именно проблема движения и стала основным мотивом его исследований. До 1949 года вел активную научную работу, посвященную изучению движения, совмещая ее с преподавательской деятельностью. Однако сталинская борьба с космополитизмом внесла коррективы в его планы на будущее, и вплоть до смерти Сталина Бернштейн был отстранен от работы. После реабилитации сосредоточился на разработке теории физиологии активности, не отказываясь, по-прежнему, от статуса лектора. Скончался Бернштейн в возрасте 69 лет после продолжительной борьбы с раком печени.
Научный вклад Николая Александра Бернштейна сложно переоценить. Его воззрения и открытия оказали влияние на развитие физиологии, психологии, спортивной педагогики, биологии, кибернетики, философии естествознания. Бернштейну принадлежит идея поуровневой организации движения, он дал наиболее полноценное определение обратной связи в отношении физиологии. Кроме того, он предложил термин «рефлекторное кольцо», связанный с восприятием отношений организм-среда как циклического процесса. Концентрация на физиологии активности произвела революцию в понимании жизнедеятельности организма в целом, поскольку обозначила возможность изучения закономерностей работы мозга через движения. Также Бернштейн занимался проблемами нервной системы: изучал локализацию ее отдельных функций, исследовал возможности ее восстановления при возникновении нарушений. Его научные идеи и профессиональные навыки невропатолога были особенно ценны в годы войны, когда множеству раненых требовалась особая помощь, чтобы восстановить нарушенные функции организма. Немаловажный вклад внесла и его педагогическая деятельность – Бернштейн активно сотрудничал со специалистами по физике и математике, часто читал лекции и всячески способствовал продвижению молодых талантов.
Книги
Биомеханика и физиология движений
Новые линии развития в физиологии и их соотношение с кибернетикой
О ловкости и ее развитии
Современные искания в физиологии нервного процесса
Физиология движений и активность
Московский университет имени М. В. Ломоносова