Нарцисс Каспар Ах
психолог
Основное
Родился в Германии в 1871 году. Получил образование в Вюрцбургском университете, где изучал медицину и философию, и в 1895 году получил степень доктора. Затем он работал в лаборатории под руководством Эмиля Крепелина, а спустя два года отправился в Северную Америку, где изучал особенности движения, связанные с вестибулярной системой организма. После возвращения работал в университет Страсбурга, в 1897 году получил степень доктора философии. Ах входил в состав Вюрцбургской школы, был учеником Освальда Кюльпе. В 1911 году психолог женился на своей ученице, в браке с которой родилось впоследствии шестеро детей. Когда в Германии пришли к власти национал-социалисты, Ах был в числе поддержавших их ученых и подписал присягу Адольфу Гитлеру. Ах вел активную научную деятельность, совмещая ее с преподавательскими обязанностями (работал в нескольких университетах Германии и Пруссии), вплоть до своей отставки в 1937 году. Скончался Нарцисс Каспар Ах в 1946 году.
Изучение свойств мышления – основной научный интерес Аха. Психолог доказал на примере ряда экспериментов, что решению задачи предшествует работа с установкой, которая при этом не осознается индивидом. Эта установка получила название «детерминирующая тенденция» - благодаря ей было переосмыслено господствующее до этого мнение, что мышление представляет собой ассоциативный процесс. Также Ах подверг переработке способ «экспериментальной интроспекции» - путем разделения внутреннего опыта испытуемого на отдельные фрагменты, анализируемые в дальнейшем для успешного решения задачи. Кроме того, психолог разработал методику «искусственных понятий»: для выполнения задания испытуемый получает знаки, которые изначально кажутся ему абсолютно бессмысленными. Так, ему выдают объемные геометрические фигуры, различающиеся по форме, цвету, весу и размеру. Фигуры разделяют на четыре группы, каждая из которых имеет собственное название, и это название написано на каждой фигуре. На первых этапах эксперимента задействовано всего шесть фигур, в дальнейшем их число увеличивают до сорока восьми. Испытуемому предлагают друг за другом приподнять все фигуры, прочитать вслух названия. Эту схему повторяют несколько раз, затем фигуры перемешивают и снимают стикеры с названием. Теперь испытуемый должен самостоятельно отсортировать фигуры по названию и объяснить свой выбор. Суть в том, что знаки, которые казались бессмысленными (названия фигур – гацун, таро, рас, фал), помогают испытуемому пройти задание. Они приобретают значение, становясь, таким образом, носителями некоторых понятий. В дальнейшем эта методика была усовершенствована Л.С. Выготским. Помимо теоретической деятельности, Ах интересовался и практическими аспектами: занимался проектированием различных аппаратов, получил известность (хотя и в узких академических кругах) как изобретатель.
Вюрцбургский университет