Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Все эксперты

Михаил Басов

психолог

Один из основателей отечественной педагогической психологии.

Об эксперте

Основное

Михаил Яковлевич родился в 1892 году в Тверской области. Психологическое образование получил в Психоневрологическом институте Ленинграда, основанном В.М. Бехтеревым. В годы обучения изучал типы моторно-волевой деятельности под руководством А.Ф. Лазурского, позднее работал в лаборатории под его же началом. Когда Лазурский не смог присутствовать в 1914 году на Всероссийском съезде, посвященному проблемам педагогики, Басов заменил его и выступил с со своим докладом. В годы Первой мировой войны проходил службу, будучи рядовым в пехотных войсках. С 1924 года и вплоть до смерти в 1931 году был профессором педологии и психологии в институтах Ленинграда. Его учеником стал будущий известный психолог В.С. Мерлин, который после ухода из жизни своего учителя продолжил развивать его идеи. Умер Михаил Яковлевич в возрасте 38 лет в Ленинграде.

Михаил Яковлевич Басов в своих научных воззрениях опирался на базу, созданную Лазурским. В частности, он расширил его понятийный аппарат — благодаря Басову в науке появились в самом полном смысле такие термины, как «личность» и «деятельность субъекта». Под последним ученый понимал как особую структуру и целостность, первичную по отношению к образующим ее отдельным элементам (условным рефлексам). В целом вопросы, связанные с понятием деятельности, — основа научных интересов Басова. Следуя марксисткой концепции, психолог полагал, что труд формирует личность и ее психические функции. Исходя из этого положения, Басов создал особую методику изучения психологических особенностей дошкольников. В этой связи он внес корректировки в определение психологического возраста, подразумевая под ним степень овладения закономерностями действительности. Как следствие, это состояние оказывает воздействие на психическую деятельность ребенка и ограничивает возможность освоения им объективных закономерностей. Подчеркивая значимость изучения психической деятельности, психолог стал активным оппонентом сторонников рефлексологии и бихевиоризма. Также Басов пересмотрел концепцию взаимоотношений человека и среды, отмечая, что человек имеет возможность изменять среду. Из этого положения психолог сделал вывод о том, что психика человека развивается по иным, не похожим на принципы физического развития, законам. Так, например, человеческий организм развивается, подчиняясь изначально заложенному в нем механизму, но его изменения в качестве деятеля среды обусловлены его отношениями с социумом и другими условиями, которые не могут быть заранее предугаданы. Немаловажным аспектом деятельности Басов считал также проблему воли — эти воззрения нашли отражение в работе «Воля как предмет функциональной психологии» (1923).

Книги

Общие основы педологии

Образование

Психоневрологический институт Ленинграда, основанный В.М. Бехтеревым

Задайте вопрос нашим экспертам
Наши эксперты регулярно отвечают на вопросы читателей. В одной из будущих статей вы найдете ответ на свой вопрос.