Лидия Божович
психолог, ученица Л.С. Выготского
Основное
Родилась в 1908 году, после окончания школы в родном Курске переехала в Москву. На вступительных экзаменах в Московском университете Божович познакомилась со своей будущей соратницей Л.С. Славиной. В университете она вместе со Славиной и другими избранными студентами вошла в кружок Л.С. Выготского, под его же руководством она защитила свою дипломную работу по теме подражания. После смерти Выготского его идеи относительно педологии оказались под запретом, и Божович, как его ближайшую ученицу, попросили оставить Институт психологии. В своей дальнейшей научной деятельности Божович нередко сталкивалась с репрессиями, поскольку ей приходилось работать в насквозь идеологизированной обстановке. Такая обстановка предполагала, что любые попытки изучить человека экспериментально – это черты буржуазной науки. Тем не менее, Божович с самого начала своего научного пути и до конца не отказывалась от своих идеалов – ей удавалось даже включать в свои научные тексты запрещенные в то время идеи Фрейда, Роджерса, Хорни и других известных зарубежных психологов. В течение года после отстранения от Института Божович работала в деревенской школе-санатории, однако затем вышла замуж и вернулась в Москву. В 1932 году Лидия Ильинична переехала в Харьков, где приступила к работе во Всеукраинской психоневрологической академии. В 1939 году Божович защитила докторскую диссертацию, посвященную трудностям, которые возникают в процессе изучения орфографии. В годы ВОВ оказывала посильную помощь в тылу, за что была награждена двумя медалями. После войны Божович продолжила преподавательскую и научную деятельность, на протяжении 30 лет возглавляя лабораторию психологии формирования личности. Умерла в возрасте 73 лет.
Заслуга Лидии Ильиничны Божович состоит в создании оригинальной концепции личности, основаннной на наследии Выготского. Для того, чтобы получить звание личности, человек, согласно концепции Божович, должен обладать собственными взглядами и моральными оценками, которые делали бы его независимым от других людей и обстоятельств. Активность – главная характеристика личности, которая предполагает, что человек обладает возможностью сознательно воздействовать на окружающую действительность. Целенаправленная деятельность – это то, что отличает ребенка от взрослого, поэтому проблеме мотивации у детей Божович уделяла особенное внимание. Помимо разработки теоретической базы, Лидия Ильинична занималась активной практической деятельностью. Лаборатория под руководством Божович смогла достигнуть заметных успехов (несмотря на то, что ее работа нередко подвергалась критике со стороны современников), внеся вклад в формирование отечественной детской психологии. В стенах заведения сотрудники изучали проблематику самосознания, методы обучения советских школьников и вопросы, связанные с коллективизмом (именно коллеги Божович ввели в оборот понятие «эмпатия»). Последнее особенно часто становилось камнем преткновения между Божович и вышестоящими организациями: Лидия Ильинична выступала с критикой идеи манипулирования ребенком, даже если это необходимо для достижения благородных целей.
Книги
Изучение мотивации поведения детей и подростков
Личность и ее формирование в детском возрасте
Проблемы формирования личности
Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка
Вопросы психологии личности школьника
Московский университет имени М. В. Ломоносова