Карл Густав Юнг
психолог, психиатр
Основное
Годы жизни: 26 июля 1875 г. – 6 июня 1961 г.
В одном из интервью Юнга спросили, верит ли он в то, что смерть – это конец? Он ответил:
«Видите ли, понятие «вера» – очень сложное для меня. Я не верю в него. У меня должна быть причина для построения конкретной гипотезы. Либо я что-то знаю, и тогда я просто знаю это. Мне не нужно верить. Я, например, не позволяю себе верить во что-то только ради того, чтобы верить. Но, когда у меня появляются достаточные причины для формирования конкретной гипотезы, я, естественно, принимаю их и говорю: «Мы должны считаться с возможностью того-то и того-то».
Отношения с верой, в том числе религиозной, не складывались у Юнга с детства. Будущий основоположник аналитической психологии родился 26 июля 1875 в городе Кесвиль, Швейцария, в семье филолога и протестантского священника. Мать Юнга страдала психическими заболеваниями. Когда мальчику было всего три года, она была вынуждена уйти из семьи и поселиться в психиатрической клинике. Вероятно, у нее было раздвоение личности. Юнг вспоминал, что порой она говорила голосом, который, казалось, не был ее собственным.
Все это отразилось на мальчике, он рос замкнутым и был убежден, что у него есть две личности. «Личность № 1», как он ее называл, была типичным школьником, живущим в современной эпохе, в то время как «личность № 2» была уважаемым, авторитетным и влиятельным человеком из прошлого.
Юнг был очень одинок, он коротал время, часами наблюдая за поведением родителей и учителей, стараясь определить их роли и причины поступков. Особенно его занимала ошибочная вера в религию его отца. Он пытался донести до него свое понимание Бога. На протяжении всей жизнь Карл Юнг считал себя христианином, но его сложно было назвать прилежным верующим. Он полагал, что Бог – меткое выражение для определения некой высшей воли. Этот Бог не может быть исключительно хорошим. Добрым или злым, по мнению Юнга, мог быть только человеческий опыт.
Юнг-старший был толерантным и добрым человеком, но они с сыном так и не смогли понять друг друга. Позже Карл Юнг писал, что испытывал жалость к отцу, видя, насколько безнадежно им завладела церковь и ее богословское учение.
Книги
- «Психологические типы»
- «Красная книга»
- «Человек и его символы»
- «Воспоминания, сновидения и размышления»
- «Символы и метаморфозы. Либидо»
- «Тавистокские лекции»
- «Фордхамские лекции»
- «Об отношении между эго и бессознательным»
- «Архетип и символ»
- «Проблемы души нашего времени»
- «Синхроничность: акаузальный, связующий принцип»
- «Символы трансформации»
- «Сознание и бессознательное и индивидуация»
- «Душа и миф. Шесть архетипов»
- «Очерки по психологии бессознательного»
- «Психология и алхимия»
- «Психология и религия»
- «Попытка психологического истолкования мифа о троице»
- «Дух Меркурия»
- «Символы превращения в мессе»
- «Таинство воссоединения»
- «Структура психики и архетипы»
- «Ответ Иову»
- «Йога и запад»
- «Эон»
- «Семь наставлений мертвым»
- «Психоанализ и искусство»
- «Дух Меркурий»
- «Конфликты детской души»
- «Трансцендентная функция»
- «Нераскрытая Самость»
- «Божественный ребенок»
- «Лекции в клубе «Зофингия». Семинары по аналитической психологии 1925 г.»
- «Воспоминания, сновидения, размышления»
- «Один современный миф»
- «Психология переноса»
- «Структура и динамика психического»
- «Алхимия снов. Четыре архетипа»
- «О нашем подлинном «Я»
- «Об образе самого себя»
- «Семинар в Институте медицинской психологии (Лондон)»
Университет Базеля