Иоганн Фридрих Гербарт
психолог, философ, педагог
Основное
Годы жизни: 4 мая 1776 — 14 августа 1841
Гербарт — один из наиболее выдающихся философов, выступавший против господствующей доктрины немецкого идеализма. Основоположник эмпирической психологии, обосновавший необходимость применения математики в психологии, и основатель педагогики как академической дисциплины.
Работа Гербарта не пользовалась большим спросом при жизни, но после смерти — оказала значительное влияние на практику преподавания. Теория образования, в которую он привнес идеи из психологии, метафизики и этики, считалась доминирующей с конца XIX века и вплоть до начала Первой мировой войны. В XX веке его методологию оттеснили новые идеи. Но представления Гербарта о педагогической науке, включающей психологию как источник информации о характере обучаемого, а также процессе обучения, были и остаются значимыми.
Иоганн Фридрих Гербарт родился 4 мая 1776 года в Ольденбурге, Северная Германия. Он был единственным ребенком в семье. До 12 лет Иоганн оставался на домашнем обучении, с ним занималась мать, хорошо образованная и властная женщина. Затем шесть лет провел в гимназии, где заинтересовался философией, особенно работами Канта, и логикой.
Молодой Гербарт продолжил обучение у Фихте в Йенcком университете с 1794 по 1797 год. Хотя он дистанцировался от философских взглядов учителя, все же остался верен строгому стилю мышления, который перенял у Фихте. В университете он познакомился с Шиллером. Возможно, именно произведение этого выдающегося мыслителя «Письма об этическом воспитании человека» повлияло на то, что Гербарт посвятил себя философии и образованию.
В 1797 году по настоятельному пожеланию матери и практически против своей воли Гербарт занял должность репетитора в доме губернатора города Интерлакен в Швейцарии. Три года он работал с очень разными мальчиками — сыновьями губернатора. Когда он поступил на службу, им было 14, 10 и восемь лет. Впервые столкнувшись с проблемами обучения детей, он получил возможность применить на практике различные методы образования и оценить результаты. В Швейцарии также познакомился с идеями известного педагога Иоганна Генриха Песталоцци. В 1802 году он систематизировал его идеи в работе «Идея азбуки зрительного восприятия Песталоцци».
Вернувшись в Германию в 1800 году, Гербарт защитил докторскую диссертацию в Геттингенском университете и остался там работать преподавателем философии и педагогики. В 1809 году занял кафедру педагогики и философии в Кенигсбергском университете, став преемником Канта на этой должности. С этого момента и до 1833 года в карьере Гербарта наступил самый продуктивный период. Он занимался активной учебной, литературной и общественной деятельностью. С 1810 года возглавил педагогический семинар и возникшую на его базе школу по подготовке учителей. Сформулировал основополагающую для современной педагогики концепцию «воспитывающего обучения». Концепция подразумевала, что основная цель образования — воспитание вечных и неизменных нравственных начал. Он писал: «Обучение без нравственного воспитания есть средство без цели».
Выдающийся мыслитель считал, что педагогические методы должны быть основаны на психологии, а определять цели образования должна этика. В 1831 году вышла его работа «Письма о приложении психологии к педагогике».
Гербарт ввел в психологию понятия ассоциация и апперцепция. Теория апперцепции объясняет: восприятие нового опыта происходит по отношению к прошлому опыту. Информация лучше воспринимается, когда у учащегося есть знания, связанные с новым материалом или, по крайней мере, совместимые с ним.
Из-за разногласий с прусским правительством в 1833 году Гербарт вернулся в Геттинген на должность обычного профессора. В 1841 году он прочитал последнюю лекцию в полном здравии, а через два дня неожиданно умер от инсульта. Он похоронен на кладбище в Геттингене.
Теория образования Гербарта вошла в историю под названием «гербартизм». Она оказала сильное влияние на практику преподавания конца XIX века, особенно в Соединенных Штатах, где в 1895 году появилось Национальное общество Гербарта. Знаменитый педагог не верил, что способности даются от рождения, полагая, что их следует прививать. Он отмечал, что индивидуальность молодежи все больше раскрывается благодаря усилиям учителя, и призывал сделать преподавание более интересным и привлекательным.
Книги
1. Йенcкий университет
«Философия»
2. Геттингенский университет
Докторская диссертация