Герман Эббингауз
психолог
Основное
Годы жизни: 24 января 1850 — 26 февраля 1909
Уже через час после заучивания текста в нашей памяти остается только 50% информации, а днем позже — всего лишь 30%. Осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее, чем набор бессвязных слов. Элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее. Все эти факты были открыты в конце 19 века Германом Эббингаузом.
Они не оспорены и поныне, и упоминаются во всех современных пособиях по мнемотехнике. Эббингауз первым предпринял смелую попытку изучать память с помощью строгих научных методов и вошел в историю как один из основателей экспериментальной психологии.
Будущий психолог-экспериментатор родился в промышленном немецком городе Бармене в лютеранской семье, а его отец, Карл Эббингауз, был процветающим купцом. Поначалу Германа привлекали гуманитарные науки: в 17 лет он начал изучать историю и филологию в Боннском университете, а после недолгой службы в прусской армии погрузился в изучение «философии бессознательного» Эдуарда Гартмана. По книге этого мыслителя Герман написал докторскую диссертацию, которую защитил в 23 года в Боннском университете.
Вскоре молодой ученый получил место доцента в Университете Фридриха-Вильгельма в Берлине. Эту должность он занимал несколько лет, а потом отправился путешествовать по Европе: Эббингауз жил в Англии и Франции, где зарабатывал на жизнь репетиторством. Там-то и произошло событие, которое изменило жизнь молодого философа: в лавочке лондонского букиниста он случайно нашел книгу Густава Теодора Фехнера «Основы психофизики». Эта работа вводила в психологию строгие математические меры.
Фехнер убедительно показывал, что возможно математически точно определять закономерные отношения между психическим и физическим. В частности, между интенсивностью стимула (раздражителя) и ощущений (кожных, зрительных). Идея открытия точных закономерностей психических процессов так воодушевила Германа Эббингауза, что он решил приступить к опытам над памятью.
Он составил список бессмысленных звукосочетаний — они состояли из двух согласных и главной между ними. Например, «хиб», «лоч», «гис» — всего около 2300 слогов, выписанных на карточки. Предполагалось, что их сочетание не вызовет никаких ассоциаций, а запоминание не будет связано с осмыслением. Не имея на тот момент лаборатории и испытуемых, Эббингауз ставил опыты на самом себе.
Его эксперименты длились около пяти лет. В процессе работы ученый заметил, что при одновременном прочтении запоминается, как правило, семь слогов. Но если список увеличивался, то для его запоминания требовалось больше повторений, чем количество присоединенных слогов. Так он экспериментировал с разными объемами информации, рассчитывал время запоминания и забывания.
По итогам экспериментов Эббингауз составил кривую забывания. Оказалось, что наибольшая часть материала ускользает из памяти в первые минуты после заучивания. Уже через час в нашей памяти остается меньше 50% информации. Значительно меньше забывается в последующие часы и еще меньше в ближайшие дни. Через месяц сохраняется лишь 20%, и эта цифра уже не меняется.
В дальнейшем кривая забывания стала образцом для построения графиков, отражающих процессы выработки навыков и принятия решений. Психолог выяснил также, что стихи запоминаются в девять раз быстрее, чем равные по объему списки бессмысленных слогов. Причем, забываются стихи (как и другие осмысленные тексты) чуть медленнее.
Итоги исследований были изложены в книге «О памяти» (1885). Коллеги оценили труд Эббингауза крайне высоко. Уильям Джеймс, основатель функциональной психологии, назвал его «героическим» и отметил, что это «единственное самое блестящее исследование во всей истории психологии».
Герман Эббингауз получил место профессора в Университете Берлина, где смог открыть собственную лабораторию. Чуть позже он занялся изучением цветного зрения, а в 1890 году вместе с немецким физиком Артуром Кёнихом основал журнал «Психология и физиология органов чувств».
В 1894 году его пригласили работать в университет Бреслау. Там он исследовал умственные способности школьников, разработал свой знаменитый тест на заполнение пропущенных в тексте слов (тест Эббингауза) и написал свою главную теоретическую работу — «Основы психологии» (1902). В 1905 году Эббингауз уехал из Бреслау в Университет Галле, где выпустил уже более популярное «Краткое изложение психологии» (1908).
Исследования Эббингауза стали ключевыми для экспериментальной психологии. Они доказали, что память можно изучать объективно, не пытаясь выяснить, что происходит в сознании испытуемого. Приверженцы старой системы, школы Вундта, считали, что экспериментально можно изучать только простейшие элементы сознания и процессы, вызываемые с помощью специальных приборов. Эббингауз разрушил эти стереотипы. Он показал важность статистической обработки данных — так можно установить закономерности, которым подчинены (при всей их сложности) психические явления.
Эббингауз продолжал свою исследовательскую работу вплоть до последних дней жизни (ученый умер от пневмонии в возрасте 59 лет). Он основал психологические лаборатории не только в Берлине, но и в университетах Галле и Бреслау (Вроцлав). При этом он не создал никакой формальной психологической системы, не заложил собственную научную школу, да и едва ли стремился к этому.
Тем не менее, он занимает особое место в истории психологической науки. Именно Эббингауз привнес объективность математических методов в изучение внешних психических функций. Многие его заключения о природе обучения и памяти остаются справедливыми и поныне.
Книги
«О памяти»
«Краткое изложение психологии»
Начал изучать историю и филологию в Боннском университете, а после недолгой службы в прусской армии погрузился в изучение «философии бессознательного» Эдуарда Гартмана