Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Все эксперты

Джой Пол Гилфорд

психолог

Создатель модели структуры интеллекта. Широкую известность Гилфорд приобрел после проведения исследований, направленных на определение модели творческой личности.

Об эксперте

Основное

Годы жизни: 1897 — 1987

Ежеквартальный научный журнал «Обзор общей психологии» (Review of General Psychology), который выпускает Американская психологическая ассоциация, в 2002 году провел опрос, по результатам которого Джо Пол Гилфорд попал на 27-ю строчку среди наиболее цитируемых психологов XX века. Сторонник факторного анализа в оценке личности, он прежде всего запомнился психометрическими исследованиями человеческого интеллекта и творчества.

Джо Пол Гилфорд родился 7 марта 1897 года на ферме недалеко от Маркетта, штат Небраска. Он с отличием закончил школу и поступил в университет Небраски. Но спустя год ушел в армию рядовым солдатом. Отслужив, вернулся в университет и получил степень бакалавра, а затем магистра. В этот период он работал директором психологической клиники при университете, где руководил проведением тестов на интеллект среди детей. Его впечатляла неравномерность развития способностей у детей в разных областях. К подобным выводам он приходил и раньше, сравнивая свои способности и брата. Он убедился, что интеллект не был единым, глобальным атрибутом, скорее он сочетал в себе набор различных способностей. Гилфорд решил, что в основе его профессионального интереса должно лежать изучение индивидуальных различий.

В 1924 году Гилфорд поступил в аспирантуру Корнелльского университета. К моменту получения докторской степени в 1927 году он уже опубликовал пять научных статей. Некоторое время он проработал на факультетах психологии университетов Иллинойса и Канзаса, а затем в 1928 году вернулся в Университет Набраски. Работа здесь помогла ему снискать международную славу одного из самых выдающихся американских психологов. В 1940 году он перебрался в Университет Южной Каролины, где оставался вплоть до выхода на пенсию в 1962 году.

Во время Второй мировой войны Гилфорд руководил подразделением психологических исследований ВВС США №3 на военной авиабазе Санта-Ана. Он занимался отбором и расстановкой стажеров летного состава. Его главной задачей было помочь руководству военно-воздушных сил разобраться, почему значительная часть стажеров не может закончить обучение. В 1943 году Гилфорд возглавил проект Станайн (от англ. standard nine), в результате которого было обнаружено 9 особых способностей интеллекта, играющих ключевую роль в управлении самолетом. Гилфорд внедрил их в классификационные тесты для пилотов-стажеров, что позволило значительно увеличить долю успешных выпускников.

Книги

Труды Гилфорда не переведены на русский язык, но с некоторыми его работами можно познакомиться на английском языке:

Образование

1. Университет Небраски

Бакалавр, магистр

2. Корнелльский университет

Аспирантура, докторская степень

Задайте вопрос нашим экспертам
Наши эксперты регулярно отвечают на вопросы читателей. В одной из будущих статей вы найдете ответ на свой вопрос.