Джой Пол Гилфорд
психолог
Основное
Годы жизни: 1897 — 1987
Ежеквартальный научный журнал «Обзор общей психологии» (Review of General Psychology), который выпускает Американская психологическая ассоциация, в 2002 году провел опрос, по результатам которого Джо Пол Гилфорд попал на 27-ю строчку среди наиболее цитируемых психологов XX века. Сторонник факторного анализа в оценке личности, он прежде всего запомнился психометрическими исследованиями человеческого интеллекта и творчества.
Джо Пол Гилфорд родился 7 марта 1897 года на ферме недалеко от Маркетта, штат Небраска. Он с отличием закончил школу и поступил в университет Небраски. Но спустя год ушел в армию рядовым солдатом. Отслужив, вернулся в университет и получил степень бакалавра, а затем магистра. В этот период он работал директором психологической клиники при университете, где руководил проведением тестов на интеллект среди детей. Его впечатляла неравномерность развития способностей у детей в разных областях. К подобным выводам он приходил и раньше, сравнивая свои способности и брата. Он убедился, что интеллект не был единым, глобальным атрибутом, скорее он сочетал в себе набор различных способностей. Гилфорд решил, что в основе его профессионального интереса должно лежать изучение индивидуальных различий.
В 1924 году Гилфорд поступил в аспирантуру Корнелльского университета. К моменту получения докторской степени в 1927 году он уже опубликовал пять научных статей. Некоторое время он проработал на факультетах психологии университетов Иллинойса и Канзаса, а затем в 1928 году вернулся в Университет Набраски. Работа здесь помогла ему снискать международную славу одного из самых выдающихся американских психологов. В 1940 году он перебрался в Университет Южной Каролины, где оставался вплоть до выхода на пенсию в 1962 году.
Во время Второй мировой войны Гилфорд руководил подразделением психологических исследований ВВС США №3 на военной авиабазе Санта-Ана. Он занимался отбором и расстановкой стажеров летного состава. Его главной задачей было помочь руководству военно-воздушных сил разобраться, почему значительная часть стажеров не может закончить обучение. В 1943 году Гилфорд возглавил проект Станайн (от англ. standard nine), в результате которого было обнаружено 9 особых способностей интеллекта, играющих ключевую роль в управлении самолетом. Гилфорд внедрил их в классификационные тесты для пилотов-стажеров, что позволило значительно увеличить долю успешных выпускников.
Книги
Труды Гилфорда не переведены на русский язык, но с некоторыми его работами можно познакомиться на английском языке:
1. Университет Небраски
Бакалавр, магистр
2. Корнелльский университет
Аспирантура, докторская степень