Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Все эксперты

Джордж Герберт Мид

философ, социолог

Один из основоположников символического интеракционизма. Выражал идеи прагматизма, подчеркивая, что сознание имеет инструментальную природу.

Об эксперте

Основное

Родился в 1863 году в США. Его отец работал на кафедре теологии в Оберлинском колледже, там же одно время преподавала и его мать. Следуя семейным традициям, Мид также поступил в Оберлинский колледж, из которого вышел в 1883 году бакалавром. Четыре года спустя Мид поступил в Гарвардский университет, где заинтересовался философией и психологией. После окончания Гарварда Мид собирался защитить диссертацию у В. Дильтея, однако эта его работа так и осталась не оконченной, что, тем не менее, не повлияло на его профессиональную деятельность: в 1891 году ему досталась должность в Мичиганском университете. В том же году он взял в жены сестру своего друга по Колледжу. В стенах университета состоялось знакомство Мида с Д. Дьюи, оказавшего на него сильное влияние – спустя три года Мид, вслед за своим соратником, переехал в Чикаго, где преподавал в университете до последних дней жизни. Дьюи способствовал расширению круга интересов Мида – психологическая теория, позднее выдвинутая Мидом, зародилась через влияние Дьюи. Мид активно участвовал не только в активной научной, но и социальной жизни города. Это время было отмечено притоком мигрантов из Европы, в связи с чем в стране назревали социальные проблемы. В этих условиях социология стала особенно значимой наукой, и Мид получил признание. Однако он по-прежнему не имел формального статуса, поэтому при его жизни не было издано ни одной его книги. Уже после его смерти, которая случилась в 1931 году в результате сердечного приступа, его ученики собрали лекции и публикации, издав их несколькими томами. Работа по изданию наследия Мида продолжается и сегодня.

Широкая известность Мида в наши дни – заслуга, во многом, его ученика, Г. Блумера, которые отстаивал идеи Мида после его смерти, противопоставляя их господствовавшему структурному функционализму Т. Парсонса. Таким образом, воззрения Мида стали вновь популярны спустя тридцать лет после того, как он умер, получив название «символический интеракционизм». При Миде же они носили другое название – «социальный бихевиоризм» - со ссылкой на популярный в то время бихевиоризм, представленный Д. Уотсоном. Оба исследователя рассматривали человека как биологический вид, но Мид, в противовес Уотсону, акцентировал внимание на духовной деятельности личности. Иными словами, от бихевиоризма в привычном смысле его теорию отличало то, что она представляла человека как активного разумного субъекта. Мид настаивал также на разграничении его бихевиоризма и психоанализа З. Фрейда – в отличие от последнего, Мид отрицал детерминацию бессознательных психических процессов. Символизмом же эта теория была названа впоследствии потому, что Мид указывал на то, что личность формируется посредством символов, они же помогают ему осваивать мир. Символизация в целом у Мида – это сужение ситуации до смысла, содержащегося в ней.

Книги

Философия настоящего

Образование

Следуя семейным традициям, Мид также поступил в Оберлинский колледж, из которого вышел в 1883 году бакалавром. Четыре года спустя Мид поступил в Гарвардский университет, где заинтересовался философией и психологией. После окончания Гарварда Мид собирался защитить диссертацию у В. Дильтея, однако эта его работа так и осталась не оконченной, что, тем не менее, не повлияло на его профессиональную деятельность: в 1891 году ему досталась должность в Мичиганском университете

Задайте вопрос нашим экспертам
Наши эксперты регулярно отвечают на вопросы читателей. В одной из будущих статей вы найдете ответ на свой вопрос.