Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Все эксперты

Джером Брунер

психолог, педагог

Крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов.

Об эксперте

Основное

Родился в 1915 году в еврейской семье, переехавшей в Нью-Йорк из Польши. Сначала получил степень бакалавра искусств, а в 1941 году - доктора психологии в Гарвардском университете. В 1939 году вышла его первая работа по психологии, которая освещала вопросы сексуального поведения женской особи крысы. В годы войны Брунер занимался изучением политической разведки и психологической войны. После войны вернулся в Гарвард, став профессором психологии. В 1960 году стал одним из основателей и директором Центра когнитивных исследований при Гарварде. Это учреждение стало первым, в котором аспекты различных дисциплин были объединены в одну когнитивную науку. С 1972 года был профессором в Оксфордском университете. Умер в 2016 году в возрасте 100 лет, до последних дней оставаясь старшим научным сотрудником в университете Нью-Йорка.

Одни из первых исследований Брунера были посвящены психологическому состоянию беженцев, а затем он сосредоточился на вопросах восприятия. В этой связи он выдвинул идею о том, что восприятие может изменяться в зависимости от мотивов, установок и целей (теория социального восприятия). Так, например, чем ценнее предмет для человека, тем он будет казаться более великим физически. Позднее он выделил две категории факторов восприятия - аутохтонные (те, которые зависят от биологических признаков) и директивные (связанные с прошлым опытом). Кроме того, Брунер дал обоснование теории перцептивных гипотез, согласно которой все когнитивные процессы представляют собой способ наложения определенных категорий на объекты или аспекты деятельности. Также Брунер занимался вопросами детской психологии – в этом ключе на него оказали особое влияние работы Л.С. Выготского, который исследовал познавательные процессы в социальном контексте. Развивая идеи Ж. Пиаже, Брунер стал изучать детские игры и опроверг его идею о том, что в своем развитии ребенок неизбежно проходит соответствующие когнитивные стадии. Брунер экспериментально доказал, что обучение детей с применением специальных методик способствуют развитию у них способности к сложным видам восприятия и познания в гораздо более раннем возрасте, чем это обычно бывает. В вопросах обучения детей Брунер был не только теоретиком, но и активным деятелем: он участвовал в подготовке реформы образования в США, разрабатывал методы усовершенствования преподавания естественных и точных наук. Этому аспекту посвящена его книга "Процесс обучения", которая стала популярной не только в Америке, но и в ряде других стран – работа была переведена на 19 языков, включая русский. В этой книге Брунер утверждал, что любой человек и в любом возрасте способен обучиться любой науке, главное – это найти подходящую форму преподавания. В этой связи Брунер настаивал на том, что обучение должно не просто способствовать усвоению фактов, а помогать ученику разобраться в отношениях, лежащих в основе структуры предмета. Поэтому, согласно воззрениям Брунера, вся программа обучения должна быть спиралевидной – постепенно усложняющейся и способствующей включению ребенка в культуру страны.

Книги

Культура образования

Психология познания

Психолингвистика

Психология познания. За пределами непосредственной информации

Образование

Гарвардский университет

Задайте вопрос нашим экспертам
Наши эксперты регулярно отвечают на вопросы читателей. В одной из будущих статей вы найдете ответ на свой вопрос.