Борис Ананьев
психолог
Основное
Годы жизни: 1907 – 1972
Выдающийся и неоднозначный – именно эти слова лучше всего описывают личность известного психолога. Многие считают, что его работа сделала психологию единой наукой о человеке, и это серьезно повлияло на развитие всей науки в будущем.
Борис Герасимович Ананьев родился в 1907 году во Владикавказе. В юности увлекался музыкой, закончил музыкальное училище, но жизнь свою решил связать с другой профессией. Когда Ананьев учился на общественно-историческом отделении педагогического института, там был организован кабинет педологии, где избранные студенты – в том числе и Ананьев – изучали вопросы психологии.
В 1927 году Ананьев начал стажироваться в Ленинградском институте мозга и там же познакомился с известным психиатром Владимиром Бехтеревым. Они проработали вместе всего три месяца – Бехтерев внезапно скончался. Но опыт работы под началом Бехтерева неоднозначно сказался на Борисе Ананьеве: он был последователем Бехтерева, во многом опирался на его труды, и одновременно с этим «открещивался» от этой связи, не стесняясь употреблять пренебрежительный термин «бехтеревщина». Столь же противоречивым было и отношение Ананьева к психологии в целом: от полного отрицания ее значимости как науки до провозглашения ее фундаментальной наукой для человекознания.
В начале 30-х годов Ананьев стал заведующим лабораторией психологии воспитания и тогда же предпринял попытку создать службу психологической помощи. Ананьев исследовал характер школьников, привлекая для этой работы многих ленинградских учителей. С помощью этих исследований он позже написал монографию «Психология педагогической оценки», которая была закончена в 1935 году. Но спустя всего один год педология в СССР оказалась под запретом, и Ананьеву пришлось заняться другими сферами науки.
Одним из направлений его исследований стала психология чувственного отражения. Он выдвинул гипотезу о генезисе чувствительности, интересовался историей отечественной психологии, считая, что ученый обязан опираться на историю науки, если хочет развивать собственные идеи. Именно по этой теме Ананьев защитил докторскую диссертацию в 1939 году.
Книги
Горский педагогический институт (Северо-Осетинский государственный университет), Ленинградский институт мозга имени В. М. Бехтерева