Арнольд Гезелл
Психолог, педиатр
Основное
Годы жизни: 1980 — 1961
«Большинство американцев знают имя Арнольда Гезелла лучше, чем имя президента США» — это слова из некролога, опубликованного в журнале Register в 1961 году. Его книги по воспитанию и развитию детей издавались миллионными тиражами, а благодаря «Атласу детского развития» каждый родитель получил возможность самостоятельно следить за тем, чтобы ребенок развивался правильно.
Почему дети такие разные и такие похожие? Почему годовалого ребенка невозможно научить рисовать круг, а трехлетка учится этому молниеносно? Как понять, нормально ли развивается ребенок, — размышлял юный Арнольд Гезелл из городка Альма в штате Висконсин, играя с младшими братьями и сестрами. Он мечтал стать учителем, но, проработав некоторое время в школе для детей с ограниченными возможностями, увлекся психологическими исследованиями.
В 1906 году Гезелл получил докторскую степень по психологии в Университете Кларка, где его руководителем был Стэнли Холл, сторонник эволюционного подхода в психологии. В течение пяти лет Арнольд Гезелл преподавал в государственном педагогическом институте Лос-Анджелеса, Висконсинском университете, а затем стал профессором Йельского университета. Параллельно он изучал медицину и в 1915 году стал дипломированным врачом.
Гезелл быстро осознал, что для того, чтобы правильно диагностировать, лечить и корректировать пороки развития, необходимо определить, что такое норма. Но его не устраивали существующие методы исследования психического здоровья детей, которые использовались в университетских лабораториях. И в 1911 году он открыл Йельскую клинику нормального детства для изучения психического развития детей от рождения до трех лет. Гезелл утверждал, что первые три года — базовые в психическом развитии ребенка. В первый год психика развивается стремительно, с года до трех — медленнее, а после трех — еле заметно.
В собственной клинике Гезелл начал применять новые методы исследования: лонгитюдный (метод продольного изучения от рождения до подросткового возраста) и близнецовый (сравнительный анализ психического развития однояйцевых близнецов). Последний ставит под сомнение теории раннего развития, потому что в ходе экспериментов необученный близнец за короткий период времени догонял второго, тщательно обученного в более ранние сроки. Гезелл ввел термин «психологическая готовность», который сегодня знаком каждому родителю будущего первоклассника.
Книги
Педология раннего возраста
1. Висконсинский университет в Стивенс-Пойнте
Курс Эдгара Джеймса Свифта,Доктор психологии
2. Висконсинский университет в Мадисоне
Курс истории Фредерика Джексона Тёрнера, бакалавр философии
3. Университет Кларка
Доктора философии по психологии
4. Университет Высшей Медицинской Школы Висконсина
«Медицина»