Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Все эксперты

Антон Макаренко

педагог, писатель

Оставил после себя бесценное научное наследие. Практически сразу же после его смерти было сформировано «Макаренковедение» - отрасль деятельности, которая изучает принципы педагогики Макаренко.

Об эксперте

Основное

Родился в 1888 году в Харьковской губернии в семье рабочего. Младший брат Макаренко, офицер, вынужденный эмигрировать после Октябрьской революции, в дальнейшем участвовал в создании биографии знаменитого родственника. Антон Семенович обучался в Полтавском учительском институте, по окончании которого он получил золотую медаль. После этого работал заведующим в железнодорожной школе, а затем ему было поручено создать трудовую колонию для несовершеннолетних преступников. Этот опыт помог ему разработать уникальную воспитательную систему, которая принесла ему популярность. Переехав в Москву, Макаренко занялся публицистической деятельностью, активно выступал, проводил встречи с читателями. Скоропостижно скончался в поезде в 1939 году.

Макаренко был выдающимся педагогом, который оставил после себя бесценное научное наследие. Практически сразу же после его смерти было сформировано «Макаренковедение» - отрасль деятельности, которая изучает принципы педагогики Макаренко. В 1968 году в Германии была даже создана специальная лаборатория, сотрудники которой исследовали его творчество и переводили работы на немецкий язык. Также существует Международная макаренковская ассоциация, которая функционирует в настоящее время. Его воспитательные идеи базировались, в первую очередь, на значимости образовательного процесса для общенародных интересов. Он подчеркивал, что средства, применяемые в воспитательных целях, не могут быть одинаковыми – они меняются по мере того, как меняется общественный строй. Макаренко утверждал, что воспитание необходимо каждому ребенку – в противном случае, став взрослым, он столкнется с рядом сложностей в процессе взаимодействия с обществом. При этом, воспитываясь в обществе (коллективе), ребенок должен чувствовать особое отношение к себе, реализуемое посредством индивидуального подхода учителя к каждому ученику. Успешность воспитательного процесса обеспечивается побуждением ребенка к демонстрации своих лучших качеств и задатков, однако это, в первую очередь, должен на своем примере демонстрировать учитель. Это, в свою очередь, означает тотальный самоконтроль. Критики системы Макаренко утверждают, что она давала положительный результат, будучи реализуемой своим автором, однако многочисленный ряд последователей Антона Семеновича до сих пор успешно доказывают обратное. Стоит отметить, что среди приверженцев макаренковедения немало тех, кто изначально выбрал другую профессию, но в итоге предпочел педагогику. Наиболее известен Л.В. Конисевич, который более пятнадцати лет состоял на морской службе, а затем возглавил интернат, где ученики проходили трудовую терапию – обучались уходу за садом и огородом.

Книги

Моя система воспитания. Педагогическая поэма

Флаги на башнях

Книга для родителей

Педагогическая поэма. Полная версия

Теплый дом. В двух томах

Человек должен быть счастливым

О воспитании

Марш 30 года

Правильно воспитывать детей. Как?

Образование

Антон Семенович обучался в Полтавском учительском институте, по окончании которого он получил золотую медаль. 

Задайте вопрос нашим экспертам
Наши эксперты регулярно отвечают на вопросы читателей. В одной из будущих статей вы найдете ответ на свой вопрос.